Кри (индейцы)

КРИ (французский, от килистинон, киристино – название индейцев, обитавших в 17 веке к югу и востоку от залива Джеймс; самоназвания: ининив, иийуу – человек, нехийавак, нехилавак, нехинавак – говорящие на одном языке), индейский народ группы алгонкинов в Канаде и США. Численность в Канаде свыше 200 тысяч человек (крупнейший аборигенный народ; 2006, перепись), в США 2,5 тысячи человек (2000, перепись). Говорят на языке кри, а также на английском и французском языках. Верующие –  католики, англикане, евангелисты, пятидесятники.

Кри Делятся на восточных материковых кри (тесно связанных с монтанье-наскапи), аттикамек, западной материковых (болотных) кри, западных лесных кри и степных (равнинных) кри. В Канаде живут в поселениях и резервациях (около 135 официально зарегистрированных общин), в США –  в резервациях Роки-Бойс (штат Монтана), Тертл-Маунтин и Спирит-Лейк (штат Северная Дакота).

Восточные материковые кри живут к востоку от залива Джеймс в провинции Квебек, делятся на береговых (винипекувийийуч – люди солёной воды), обитающих по побережью залива Джеймс, и материковых (нухчимивийийуч – люди зарослей, или люди внутренней земли). Материковые кри подразделяются на ряд групп, крупнейшая – мистассини. Иногда их относят к монтанье-наскапи или выделяют в отдельную этническую общность. Ат-тикамек (самоназвание – белая рыба; французский тет-де-буль – круглоголовые) проживают в верховьях реки Сен-Морис (Квебек). Иногда рассматриваются как отдельная этническая общность с отдельным языком. Западные материковые, или болотные, кри (самоназвание – машкекоу, болотный человек) живут к западу от залива Джеймс и Гудзонова залива (север провинции Онтарио и северо-восток провинции Манитоба). Западные лесные, или лесные, кри (самоназвание – сакавийинивак, люди зарослей) делятся на три основные группы: западные болотные, лосиные, или мус-кри (самоназвание – мосони; среднее течение и верховья рек, впадающих в залив Джеймс с запада, север провинции Онтарио), скалистые кри (к северу от озера Виннипег, север провинций Манитоба и Саскачеван) и стронгвудс кри (южный берег озера Атабаска, север провинций Альберта и Саскачеван).

Реклама

Традиционная культура типична для индейцев Субарктики. В таёжных областях охотились на лося, важное значение имели весенняя охота на перелётных птиц (в основном гусей), у северных групп – коллективная сезонная охота на карибу, у береговых – промысел тюленя. Жилищем служил конический каркасный шалаш, крытый шкурами или берестой (пискокан). Не существовало выраженной племенной структуры. Охотничьи группы из одной или нескольких семей (до 25 человек) зимой перемещались по тайге, летом объединяясь на короткий срок в группы численностью до 200 человек. Счёт родства билатеральный. Брак патрилокальный, до рождения первого ребёнка –  матрилокальный. Практиковались левират, сорорат, двусторонние кросскузенные браки, связывавшие семьи и охотничьи группы в устойчивые межпоколенные союзы (у степных кри Коллинг-Ривер такие браки сохранялись до 1940-х годов). Система терминов родства бифуркативного типа (родственники и свойственники объединяются по дравидийскому варианту); сиблинги классифицируются по относительному возрасту и относительному полу. Термины родства не употребляются без показателей принадлежности. Характерны промысловые культы, представления о духах маниту и каннибале Виндиго. Традиционные церемонии - шаманский обряд «трясущейся палатки», ритуальные паровые бани.

Кри Контакты с европейцами (англичанами и французами) с 17 века. Развивается мехоторговля и система торговых факторий. Знакомство с металлической пешнёй и плетёной верёвочной сетью повысило роль зимнего рыболовства. Получив огнестрельное оружие, северные группы стали теснить на северо-запад чипевайан.

В начале 18 века часть западных лесных кри вместе с союзными ассинибойнами стали продвигаться на юго-запад, в степи (современные провинции Саскачеван, Альберта), составив основу степных, или равнинных, кри (самоназвание - пасквавийиниу, люди прерий). В середине 18 века перешли к конной охоте на бизонов и восприняли культуру, типичную для индейцев Великих равнин. Общины возглавляли вожди (окимав), воины каждой общины объединялись в мужской союз. Важнейшая церемония - Пляска Солнца. По договору 1876 степные кри были поселены в резервациях. Многие приняли участие в восстании метисов 1885 под руководством Л. Риля, после разгрома которого часть бежала в США, где в 1916 они получили резервацию.

Кри  Субарктики до середины 20 века занимались пушным промыслом (трапперством), люди старшего возраста сохраняют традиционный образ жизни; работают также в области туризма, лесном хозяйстве, в социальной сфере. В конце 1960-х годов резко возросла политическая активность в борьбе за свои права. Заключены договоры с правительством в области гидростроительства на индейских землях. Среди кри популярны фестивали - пау-вау.

Лит.: Mason L. The Swampy Cree: а study in acculturation. Ottawa, 1967; Clermont N. Ma femme, ma hache et mon couteau croche: deux siècles d’histoire à Weymontachie. Québec, 1977; Turner D. Н., Wertman Р. Shamattawa: the structure of social relations in а Northern Algonkian Band. Ottawa, 1977; Turner D. Н. Dialectics in tradition: myth and social structure in two hunter-gatherer societies. L., 1978; Mandelbaum D. G. The Plains Cree: an ethnographic, historical, and comparative study. Regina, 1978; Preston R.J. East Main Cree // Handbook of North American Indians. Wash., 1981. Vol. 6; McNulty G. Е., Gilbert L. Attikamek (Тête de Boule) // Ibid; Honigmann J. J. West Main Cree // Ibid; Smith J.G.Е. Western Woods Cree // Ibid; Darnell R. Plains Cree // Ibid. Wash., 2001. Vol. 13. Pt. 1.

Г. Б. Борисов, Д. В. Воробьёв; Г. В. Дзибель (социальная структура).