Кришнаизм

КРИШНАИЗМ, одно из наиболее популярных течений индуизма. Обычно понимается как ответвление вишнуизма, поскольку Кришна, главный бог кришнаизма, считается одним из воплощений (аватар) бога Вишну, в то же время кришнаизм вполне самобытен.

Становление образа Кришны, его мифологии и культа представляло длительный и сложный процесс. Важнейшим его этапом была возникшая в середине 1-го тысячелетия до нашей эры на северо-западе и востоке Индии в среде пастушеских племён религия бхагаватизма. В её основе лежало почитание Бхагавата, или Бхагавана («Подателя благ»), бога, понимавшегося как личность, близкая верующим и милостивая к ним. Таковым был племенной царь Васудэва, который позднее под именем Нараяны, а затем Вишну стал воплощением высшего космического начала. Одновременно формировался кришнаитский миф, который вначале был сконцентрирован на образе эпического Кришны, царя и героя. В «Бхагавадгите» Кришна, именуемый Бхагаваном, предстаёт как космический бог и провозглашает главным условием спасения адептов бхакти – безраздельную любовь к нему. Этот текст можно считать теоретической основой кришнаизма, однако описанная в нём любовь к Кришне носила, скорее, характер рационально осознанного служения, а проповедь любви была адресована ограниченному кругу адептов. Статус массового религиозного течения кришнаизм обрёл, когда богопочитание соединилось с популярными формами культа, включавшими песнопения и танцы; важнейшим его компонентом стало эмоциональное, часто экстатическое, отношение к богу. Кришнаитский миф включил эпизоды рождения Кришны, его детства и юности, проведённых в пастушеском селении Гокуль, его героические подвиги в борьбе с демонами-асурами, забавы с пастушками-гопи, любовные взаимоотношения с одной из них – Радхой, победу над злым правителем Кансой в г. Матхура на реке Ямуна (Джамна). Матхура, Вриндаван, Гокуль и в целом район, именуемый Браджа, образуют географическую основу кришнаитского мифа, однако в этой местности поклонение Кришне было вытеснено культами других богов (в основном шиваитского толка). Становление кришнаитского эмоционального бхакти во 2-й половине 1-го тысячелетия нашей эры на юге Индии отразилось в ряде памятников – скульптурных изображениях в Карнатаке, тамильской поэме «Силаппадикарам», гимнах тамильских поэтов (альваров). Предположительно на юге Индии был создан и священный канонический текст кришнаизма «Бхагавата пурана», окончательно оформивший кришнаитский миф.

Реклама

КришнаизмВ дальнейшем укреплению кришнаизма в немалой степени способствовало творчество религиозных поэтов: Джаядэвы, Миры Баи, Сурдаса, Видьяпати, Чондидаша и др. В их произведениях история Кришны наполнилась эмоциями, стала знакомой и близкой простым людям, любовь к Кришне предстала в своём многообразии – как любовь родительская, дружеская, рабская, чувственно-эротическая. Каждый бхакт может соотнести себя с любым персонажем кришнаитского мифа и пережить чувство близости с Кришной, на первый взгляд – обыкновенным человеком, но по сути – всемогущим, исполненным космической силы богом. Кришна щедро одаривает бхакта своей милостью, невзирая на его социальный статус, поступки или человеческие качества. Одним из проявлений такой милости может быть уничтожение кармы адепта – последствий его прошлых деяний. В молитвенных обращениях к Кришне бхакты нередко просят его не о мокше, т. е. прекращении цепи перерождений, а о вечной жизни на земле под его охраной.

Важнейшую роль в развитии кришнаизма сыграли религиозные проповедники Валлабха и Чайтанья. Валлабха, почитавший Кришну как высшее божественное начало, проявляющее себя в реальном мире, основал влиятельную кришнаитскую общину Пушти-марг («Путь поддержки»). По инициативе Валлабхи в Брадже были построены известный храм Шри-Натхджи и другие кришнаитские храмы. В них сформировался особый вид храмовой службы, состоящий в воспроизведении ежедневного жизненного цикла Кришны и Радхи (сон, пробуждение, омовение, кормление, прогулка, качание на качелях и т.д.), других эпизодов кришнаитского мифа, сопровождаемых исполнением религиозных гимнов – бхаджанов, киртанов и песен поэтов, в частности Сурдаса. Бенгальский брахман Чайтанья проповедовал экстатический характер почитания Кришны и единственный ритуал – санкиртон –  массовые песнопения и танцевальные процессии адептов. Он считается основателем течения гаудия-вайшнавизм, в котором основное внимание уделяется любви Кришны и Радхи. Эта чувственная, исполненная эротики любовь интерпретируется как мистическое влечение души адепта к богу, как божественная игра (лила), экстатическое переживание которой ведёт душу к освобождению. В этом смысле любовь понимается как чистое, трансцендентное чувство (према), противопоставленное обыденной земной страсти (кама). Ритуальная практика этого течения включает, помимо распевания киртанов, поклонение изображениям Кришны и Радхи, поклонение священному вишнуитскому растению туласи, повторение (вслух или мысленно) имён Кришны (нама джапа), а также произнесение кришнаитской мантры (священного заклинания) – «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Харе, Харе, Рама, Рама». В 20 веке в рамках этой разновидности кришнаизма возникло Международное общество сознания Кришны, имеющее центры во многих странах Запада.

КришнаизмДеятельность Валлабхи и Чайтаньи, которых кришнаиты обожествляют и почитают как воплощения Кришны, привела к бурному расцвету кришнаитского бхакти, религиозному возрождению района Браджа. Большую роль в этом сыграли также последователи Чайтаньи – госвамины, которые, помимо проповедничества, занимались теологическим и философским осмыслением кришнаизма. Наиболее известный из них, Рупа Госвамин (конец 15 – середина 16 века), разработал теорию психоэмоциональных состояний адепта, исходя из эстетического учения о бхаве и расе – основных эмоциональных состояниях человека и их проявлениях.

Приблизительно в это же время зародилась кришнаитская агиографическая литература: жизнеописания Чайтаньи, Валлабхи и других известных бхактов-кришнаитов.

В разных регионах Индии кришнаизм приобрёл черты, роднящие его с местными культами и мифологией. Так, в Махараштре главным религиозным объектом стал синкретический образ Витхобы (Виттхаля), сочетающий кришнаитские и шиваитские черты. Поклонение ему породило традицию грандиозного ежегодного паломничества (варкари). В Ориссе Кришну почитают как «Властителя мира» (Джаганнатха); в его храме в г. Пури он, его брат Баладэва и сестра Субхадра представлены грубыми, почти бесформенными деревянными идолами, типичными для религии местного аборигенного племени. Раз в году в Пури устраивается праздник, посвящённый победе Кришны над Кансой, во время которого идолов помещают на три огромные колесницы и везут по главной улице города.

Помимо многочисленных местных праздников, кришнаиты на восьмой день тёмной половины месяца бхадра (август – сентябрь) отмечают день рождения Кришны (Джанмаштами), во время которого в Матхуре и округе разыгрываются мистерии, воспроизводящие в песенно-танцевальной форме эпизоды из жизни Кришны (кришналила, или раслила), главным образом его круговой ночной танец с пастушками. Весенний праздник Холи (февраль – март), не будучи связан по происхождению с Кришной, ныне отмечается как кришнаитский; носит карнавальный характер.

Лит.: Лаллу джи Лал. Прем Сагар / Пер., вступ. ст. и прим. А. П. Баранникова. М.; Л., 1937; Сазонова Н. М. «Океан поэзии» Сур Даса. М., 1973; Цветков Ю. В. Сурдас и его поэзия. М., 1979; Krishna: myths, rites and attitudes / Ed. М. Singer. Westport, 1981; Ce менцов В. С. Бхагавадгита в традиции и современной научной критике. М., 1985; Нет жизни без Кришны. Из средневековой индийской поэзии. М., 1992; Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., 1996; Три великих сказания древней Индии. М., 2002; Archer W. G. The loves of Krishna in Indian painting and poetry. Mineola, 2004.

А. М. Дубянский.