Критический реализм (в философии)

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, течение в европейской и американской философии 2-й половины 19 - 1-й половины 20 века, для которого наряду с признанием независимой от сознания реальности характерно требование различать объект познания и его образ в сознании. В Германии к критическому реализму относились те из представителей неокантианства (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер), которые считали «вещь в себе» необходимым основанием и материалом всякого знания о мире. Взгляды британских критических реалистов (А. Прингл-Паттисона, Р. Адамсона, Дж. Д. Хикса) сложились во многом под влиянием философии И. Канта и шотландской школы. Для Хикса характерно резкое противопоставление непосредственно воспринимаемых качеств и объектов, вызывающих наши восприятия: в отличие от объектов и акта восприятия, качества не являются самостоятельными сущностями и не существуют ни реально, ни идеально.

Как относительно самостоятельное философское течение критический реализм  оформился в США на базе критики неореализма: Д. Дрейк, А. Лавджой, Дж. Б. Пратт, А. К. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селларс и Ч. О. Стронг, выступившие в 1920 году с программным сборником «Очерки критического реализма. Совместное исследование проблемы знания» («Essays in critical realism. А cooperative study of the problem of knowledge»), утверждали, что существование физических объектов не зависит от того, воспринимаются они или нет, однако объекты не могут быть непосредственно даны в восприятии, поэтому субъект воспринимает лишь «непосредственно данное», служащее посредником между ним и объектом. В процессе познания субъект приобретает знание об объектах, а не о содержании собственного сознания, однако не все воспринимаемые в опыте качества могут быть приписаны объекту, иначе было бы невозможно объяснить разного рода иллюзии и ошибки. «Данное» в некотором смысле соответствует объекту, но является не его копией, а знаком, указывающим на присутствие объекта. Представление о том, что человеческий опыт изначально ориентирован на внешний мир, получило наиболее яркое выражение в учении Сантаяны о «животной вере», то есть инстинктивной уверенности в том, что внешние вещи существуют независимо от нас и в этих вещах представлены некоторые из воспринимаемых нами качеств.

Реклама

Различия в трактовке представителями критического реализма природы «данных» и объектов познания и характера их взаимосвязи привели к тому, что течение критического реализма как таковое распалось и прекратило своё существование в 1930-х годах; в дальнейшем его участники продолжали отстаивать его принципы уже независимо друг от друга.

Изд.: Sellars R. W. Critical realism: а study of the nature and conditions of knowledge. Chi.; N. Y., 1916; Santayana J. Scepticism and animal faith. Introduction to а system of philosophy. [S. 1.], 1923; Drake D. Mind and its place in nature. N. Y., 1925; Lovejoy А. О. The revolt against dualism. L., 1930.

Лит.: Хилл Т. И. Современные теории познания. М., 1965. Гл. 5; История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1998. Кн. 3. Гл. 8; Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998. Гл. 12.

Л. Б. Макеева.