«Кривое зеркало»

«КРИВОЕ ЗЕРКАЛО», театр малых форм в Санкт-Петербурге. Основан в 1908 году, существовал до 1931 (с перерывом в 1918-1922). Руководители – А. Р. Кугель и З. В. Холмская. В 1908 – 1910-х годах – ночное кабаре петербургских литераторов и драматических актёров при Театральном клубе. Программы, состоявшие из пародийных буффонад, обозрений, имитаций, представляли собой иронический комментарий к событиям театральной и литературной жизни Санкт-Петербурга: «Лицедейство о г-не Иванове» Н. Н. Вентцеля и «Любовь в веках» Н. А. Тэффи иронизировали над модными в те годы дионисийскими мотивами у поэтов символистского круга Вяч. И. Иванова, К. Д. Бальмонта и др.; «Дни нашей жизни» З. Д. Бухаровой и Кугеля высмеивали преувеличенный мистицизм и многозначительную философичность пьес Л. Н. Андреева; «Танец семи покрывал» (исполнительница Т. Пуни) язвительно намекал на запрет Священным Синодом «Саломеи» О. Уайльда (Театр имени В. Ф. Комиссаржевской) и т. п. Успех комического спектакля «Вампука – невеста африканская» (1909, автор текста М. Н. Волконский, композитор В. Г. Эренберг, режиссёр Р. А. Унгерн фон Штернберг), пародировавшего оперные стереотипы и исполнительские штампы, ввёл «Кривое зеркало» в круг наиболее заметных явлений художественной жизни 1910-х годов. В 1910-14 годах главным режиссёром «Кривого зеркала» был Н. Н. Евреинов (сотрудничал с «Кривым зеркалом» до 1916 года). Объектом его иронических эскапад оказались почти все жанры, формы и стили современного зрелищного искусства: опера («Не хвались, идучи на рать...» И. А. Саца, 1910; «Четвёртая стена» Евреинова, 1915, и многие др.), мелодрама («Носовой платок баронессы» Б. Ф. Гейера, 1911), водевиль («Василь Васильич помирил» Н. Н. Урванцова, 1911), кинематограф («Кинематограф, или Невинная жертва безумной страсти» Гейера, 1911), оперетта («Сын двух матерей» К. Н. Сахарова, 1914), цирк-шантан («Замечательное представление» Гейера, 1915), фарс («Под дивные звуки тромбона» Сахарова, 1916), а также русские драматурги Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов («Эволюция театра» Гейера, 1910), корифеи мировой режиссуры М. Рейнхардт, Г. Э. Г. Крэг, К. С. Станиславский («Ревизор» Н. Н. Евреинова, 1913); футуризм («Колбаса из бабочек, или Запендя» Н. Г. Смирнова и С. С. Щербакова, 1913) и др. В то же время в «Кривом зеркале» экспериментировали в сфере нового сценического языка, опираясь на традиции других театральных систем – античной, средневековой и восточной, а также разрабатывали принципы новой сценической формы – монодрамы, где окружающий мир показан преломлённым в сознании персонажа. После неудачных попыток сформировать в 1917 году революционный репертуар «Кривое зеркало» закрылось в 1918 году. Возобновив работу в 1922 году, театр в основном повторял свой дореволюционный пародийный репертуар, учитывая современные реалии: советский водевиль осмеивался в комической постановке «Не бывать бы счастью, да жилплощадь помогла» Смирнова и Щербакова (1926); пользующиеся популярностью в те годы исторической пьесы – в пародии «Последний заговор, или Распутин на троне» (1928, автор и постановщик Г. К. Крыжицкий, в 1925-1928 был режиссёром «Кривого зеркала»). Попытки политической сатиры (например, пьеса «Актёрия» В. В. Каменского, в которой изображалась страна краснокожих, избравших себе в цари бездарных актёров и слепо поклонявшихся им, 1924) были резко пресечены властями.

Реклама

Лит.: Кугель А. Р. Листья с дерева. Л., 1926; Золотницкий Д. Зори театрального Октября. Л., 1976; Тихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века. Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917. М., 2005.

Л. И. Тихвинская.