Крижанич Юрий

КРИЖАНИЧ (Križanić) Юрий [1617 или 1618, Обрх, близ города Бихща (ныне Бихач, Босния и Герцеговина) – 12(22).9.1683, близ Вены], хорватский и русский богослов, философ, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист.

Обучался в католических семинариях Загреба, Вены и Болоньи. В 1641 году поступил в римскую Коллегию Святого Афанасия, готовившую униатских миссионеров для греков и славян; в том же году рукоположен в католические священники. В 1642 защитил докторскую диссертацию. В 1642-46 был каноником в Загребе, состоял в числе униатских миссионеров среди влахов. Вступил в переписку с Конгрегацией по распространению веры (1643), сообщив о намерении ехать в Россию миссионером унии. В 1647 впервые посетил Россию (привёз оттуда «Кириллову книгу»); в начале 1650-х годов побывал в Константинополе. С 1652 жил в Риме, занимался литературной деятельностью. Подготовил сборник «Bibliotheca Schismaticorum universa...» (1656), в который вошли переведённые на латынь с греческого и церковнославянского языков антикатолические сочинения, а также опровержения на них. Сборник получил высокую оценку Римской курии. Новую инициативу Крижанича отправиться в Россию папа Александр VII (1655-67) счёл несвоевременной. Однако Крижанич, воспользовавшись предложением московского посольства в Вене, в 1658 поступил на царскую службу и выехал в Россию. Свои впечатления о путешествии через Угорскую Русь и Малороссию изложил в «Описании пути от Львова до Москвы» и в «Речи к черкасам». Прибыв в 1659 в Москву, Крижанич направил в Посольский приказ и царю Алексею Михайловичу записки о необходимости развития наук, просвещения, проведения орфографической реформы и др. За пропаганду унии зимой 1660/61 Крижанич выслан в Тобольск, где пробыл 16 лет. В 1676 переведён в Соловецкий монастырь. Царь Фёдор Алексеевич удовлетворил его просьбу о выезде из России, что было исключительным случаем. В 1677 Крижанич поселился в Вильно (Речь Посполита). В 1678 году вступил в монашеский орден доминиканцев, приняв имя Августин, но в 1682 попросил папского нунция в Варшаве об увольнении из ордена. Крижанич умер или погиб под Веной, участвуя в военном походе польского короля Яна Собеского против турок-осман.

Реклама

Крижанич – автор значительного количества сочинений, большая часть которых опубликована в 19 веке. Наиболее известен его трактат «Политика» (1663-66), в котором разработана система идеального государственного управления, подвергнуты критике различные стороны жизни русского общества и выдвинута программа его преобразований. Крижанич считал, что в России необходимо укрепить систему центральной власти, реформировать армию, реорганизовать внешнюю и внутреннюю торговлю, законодательно закрепить права всех сословий. По мнению Крижанича, Россия должна сыграть главную роль в деле объединения славян, а для этого – усилить активность на своих юго-западных рубежах. Крижанич полагал, что основной внешнеполитической задачей России является борьба славянских народов против Османской империи, при этом он выступал против стремления России получить выход к Балтийскому морю. Пропагандируя славянское единство, Крижанич во многом предвосхитил идеи панславизма. С этим связан и проект единого славянского языка, предложенный Крижаничем в сочинении «Грамматическое изыскание о русском языке» («Грамматично изказание об русском иезику», 1666). Согласно исследованиям, предложенный Крижаничем язык состоял на 60% из слов общеславянского происхождения, на 10% – из русских и церковнославянских, на 9% – из сербохорватских, на 2,5% – из польских, а также небольшого числа болгарских, украинских и других слов.

Идее церковной унии посвящено сочинение «О Божественном провидении» (1666-1667), в котором Крижанич, рассматривая роль Божественного провидения в исторической жизни народа, доказывал несостоятельность теории «Москва – третий Рим», которая, как он полагал, пропагандировала изоляционизм Русского государства. Теме унии посвящены также работы «О святом крещении» («Об свётом крещёню», после 1667) и «Толкование исторических пророчеств» (1674). В 1680 в Вильно Крижанич по воспоминаниям пребывания в Сибири написал сочинение «История о Сибири, или Сведения о царствах Сибири и береге Ледовитого и Восточного океана, а также о кочевых калмыках и некоторые повествования об обманах ювелиров, рудоплавов и алхимиков», содержащее ценные сведения о географии, населении, месторождениях и промыслах Сибири.

Соч.: Русское государство в половине XVII в. Рукопись времен царя Алексея Михайловича. М., 1859-1860. Вып. [1-6]; Собр. сочинение М., 1891-1892. Вып. 1-3; Политика. М., 1965. М., 1997; Политическая ересь. О рабстве, или О холопстве // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1979. Т. 33; Sabrana djela. Zagreb, 1983-1988. Knj. 1-2.

Лит.: Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России. М., 1901-1909. Вып. 1-3; Вальденберг В. Е. Государственные идеи Крижанича. СПб., 1912; Jagić V. Život i rad J. Križanićа. Zagreb, 1917; Гольдберг А. Л. Ю. Крижанич о русском обществе середины XVII в. // История СССР. 1960. №6; Мордухович Л. М. Философские и социологические взгляды Ю. Крижанича // Краткие сообщения Института славяноведения Академии Наук СССР. 1963. №36; Goldberg А. L. J. Križanić i Rusija // Historijski zbornik. Zagreb, [1971]. [Т.] 21/22; Golub J. Život i djelo J. Krizanica // Encyklopedia moderna. Zagreb, 1972. №18; Пащенко Е. «Политика» Ю. Крижанича как произведение литературы барокко // Советское славяноведение. 1983. Т. 5; Пушкарев Л. Н. Ю. Крижанич. Очерк жизни и творчества. М., 1984; Аввакумов Ю. П. Славянофил? Миссионер? Экуменист? (личность и богословская мысль Ю. Крижанича) // Богословские труды. М., 1986. №27; Громов М. Н. Классификация знания Ю. Крижанича // История философии. Запад - Россия - Восток. М., 1995. Кн. 1.

С. С. Лукашова.