Кросскультурные исследования

КРОССКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, метод психологии, состоящий в сопоставлении поведения людей, принадлежащих к разным культурам, с целью изучения связи между особенностями психики и культуры (например, между принятым возрастом отлучения от груди и тревожностью). Кросскультурные исследования предполагают измерение и сравнение психологических переменных у групп людей, представляющих изучаемые сообщества. Причиной значимых различий измеренных свойств (черт личности, особенностей восприятия, памяти, мышления, общения, воспитания, организации труда и т.п.) считаются культурные факторы (между тем возможно и обратное влияние распространённых в том или ином обществе психологических особенностей людей на характер их культуры). Обычно методом кросскультурных исследований изучаются психологические различия между этносами и религиозными сообществами, а также между «городским» и «сельским», «цивилизованным» и «примитивным», «западным» и «восточным» обществами.

Первые кросскультурные исследования были выполнены в конце 19 века; пик интереса к кросскультурным исследованиям пришёлся на 1960-70-е годы. С 1970 выходит «Journal of Cross-Cultural Psychology», с 1972 каждые два года проходят конференции Международной ассоциации кросскультурной психологии.

Реклама

Кросскультурные исследования познавательной сферы позволили сделать вывод о независимости уровня развития основных когнитивных способностей (восприятия, памяти, интеллекта) от культуры: изменчивость в их проявлении зависит, прежде всего, от конкретных обстоятельств их применения, обусловленных разными установками, привычками интерпретации воспринимаемого и т.п. (например, ученики в африканской стране, испытывающие трудности с арифметикой в школе западного типа, прекрасно считают на рынке). В то же время стала ясна ограниченность объяснительных возможностей кросскультурных исследований (например, стало очевидным, что тесты интеллекта измеряют не общую способность к пониманию и познанию, а являются показателем успешности обучения в культуре западного типа).

Критика «этноцентризма» кросскультурных исследований, связанная с использованием в них стандартов и методик западной культуры в качестве универсальных, привела в конце 20 века к переориентации кросскультурных исследований на методы психологической антропологии, делающей акцент на специфических особенностях конкретной культуры и стремящейся понять личность в их контексте, то есть как бы «изнутри» миропонимания, свойственного данной культуре, а не с позиции внешнего наблюдателя.

Лит.: Levinson D., Malone М. J. Toward explaining human culture: а critical review of the findings of worldwide cross-cultural research. New Haven, 1980; Williams J. Е., Best D. L. Sex and psyche: gender and self viewed cross- culturally. Newbury Park, 1990; Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997; Hofstede G. Culture’s consequences: comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations. 2nd ed. Thousand Oaks, 2001; Мацумото Д. Психология и культура. М., 2003; Childhood and adolescence: cross-cultural perspectives and applications / Ed. U. Р. Gielen, J. L. Roopnarine. Westport, 2004; Shiraev Е., Levy D. Cross-cultural psychology: critical thinking and contemporary applications. 3rd ed. Boston, 2007; Кросс-культурная психология. 2-е изд. Хар., 2007; Laungani Р. Understanding cross-cultural psychology: Eastern and Western perspectives. L., 2007.

А. В. Константинов.