Кручёных Алексей Елисеевич

Кручёных Алексей ЕлисеевичКРУЧЁНЫХ Алексей Елисеевич [9(21).2.1886, посёлок Оливский Вавиловской волости Херсонской губернии – 17.6.1968, Москва], русский поэт, теоретик футуризма. Из крестьян. Окончил Одесское художественное училище (1906). Работал учителем рисования. С 1907 года жил в Москве. С 1909 печатался в периодических изданиях, участвовал в художественных выставках. В начале 1912 года познакомился с В. В. Маяковским, а также с В. Хлебниковым [в соавторстве с ним написаны книги «Игра в аду» (1912) и «Слово как таковое» (1913)]. В 1912-13 вместе с Д. Д. Бурлюком организовал издание эпатажных футуристических сборников («Пощёчина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Молоко кобылиц», «Садок судей II», «Трое», «Рыкающий Парнас» и др.), выступал соавтором манифестов и других футуристических акций. Наиболее значительной из них была постановка в петербургском «Луна-парке» в 1913 году своеобразной дилогии: трагедии «Владимир Маяковский» и оперы «Победа над солнцем» (либретто Крученых, пролог Хлебникова, музыка М. В. Матюшина, сценография К. С. Малевича). В произведениях Крученых были опробованы многие приёмы футуристической поэтики: заумь, аграмматизм, «самописьмо» (литографическое воспроизведение рукописи), канонизация ошибок и опечаток, пристрастие к «грубым» звучаниям и др. Начальная строка стихотворения Крученых «Дыр бул щыл...» (опубликована в 1913) стала визитной карточкой русских кубофутуристов.

Реклама

В конце 1914 года Крученых уехал на Кавказ. В 1914-1921 преподавал рисование в женской гимназии г. Баталпашинск, служил чертёжником на строительстве военной железной дороги, заведующий отделением бакинского РОСТА. Вместе с В. В. Каменским и И. М. Зданевичем пропагандировал футуризм в Тифлисе; организовал футуристические группы «Синдикат футуристов» и «41°»; издал свыше 70 рукописных и гектографических книг: стихов, трактатов об искусстве, литературно-критических статей. В годы пребывания на Кавказе разработал теорию «сдвигологии» (возникновения непроизвольно возникающих смыслов или бессмыслицы при ослаблении словоразделов).

После возвращения в Москву (осенью 1921) сотрудничал с «Левым фронтом искусств»; занимался историей футуризма (книга «15 лет русского футуризма», 1928); составил библиографии Б. Л. Пастернака и Н. Н. Асеева; опубликовал книги: «Неизданный Хлебников» (вып. 1-30, 1928-33), «Турнир поэтов» (вып. 1-3, 1928-34), «Живой Маяковский» (вып. 1-3, 1930). Почти все книги Крученых изданы литографическим способом и являются библиографической редкостью. В середине 1930-х годов этот способ тиражирования был запрещён, и после 1934 произведения Крученых не печатались вплоть до 1990-х годов. Собранная Крученых обширная коллекция литературных документов хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ).

Соч.: Избранное. Мünch., 1973; Память теперь многое разворачивает. Berk., 1999; Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера. СПб., 2001; К истории русского футуризма: Воспоминания и документы. М., 2006.

Лит.: Сухопаров С. М. А. Крученых: Судьба будетлянина. Мünch., 1992; А. Крученых в свидетельствах современников. Мünch., 1994; Харджиев Н. И. Статьи об авангарде: В 2 т. М., 1997; Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 1999; Марков В. Ф. История русского футуризма. СПб., 2000.

Н. А. Богомолов.