Кругликова Елизавета Сергеевна

КРУГЛИКОВА Елизавета Сергеевна [19(30).1.1865, Санкт-Петербург – 21.7.1941, Ленинград], российский график, гравёр, живописец. Родилась в семье офицера. Училась в МУЖВЗ (1890-95); в 1895-1914 жила в Париже, где занималась в академиях Витти и Ф. Коларосси. Живописные пейзажи Кругликовой конца 1890-х годов, близкие стилю модерн, свидетельствуют о влиянии П. Гогена и предвосхищают стилистику её цветных эстампов. В гравюре Кругликова предпочитала редкие, порой полузабытые техники (акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, сухая игла на металле и на целлулоиде), придавая им современное звучание. С 1909 обратилась к технике монотипии, используя все её богатые возможности сочетания живописи и печати [пейзажи, натюрморты («букеты»), жанровые сцены («Танго в Луна-парке», 1914); монотипии к собственной книге «Париж накануне войны...» (1916)].

Кругликова Елизавета СергеевнаВместе с М. В. Добужинским и Г. И. Нарбутом Кругликова возродила технику силуэта, создав серию (около 1000 работ) наделённых острой выразительностью портретов русских поэтов, художников, актёров и государственных деятелей (с 1914; изданы частично в альбомах: «Силуэты современников», 1922; «Призвание поэта», «Вожди революции», оба 1925). Была одним из организаторов (1919) и художником Театра марионеток в Петрограде. В 1920-1930-е годы работала над плакатами в технике линогравюры («Женщина! Учись грамоте!», 1923, и др.). Преподавала печатную графику в парижской академии «La Palette» (1909-14) и в Петрограде-Ленинграде – в АХ-Вхутемасе (1921-22), Вхутеине (1927-29), Высшем институте фотографии и фотомеханики (1930-е годы); среди учеников – М. А. Волошин, М. А. Добров, И. С. Ефимов, Н. Я. Симонович-Ефимова.

Лит.: Е. С. Кругликова. Жизнь и творчество. Л., 1969.