Круговорота исторического тео­рии

КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕОРИИ, наименование ряда разнородных социально-философских и социологических теорий, конструирующих циклические модели общественного развития. Исторический круговорот (цикл) предстаёт при этом как особая последовательность событий или смена состояний социального объекта, предполагающая возврат к исходной точке и возобновление процесса изменения в заданном направлении. Ранние версии круговорота исторического теории сформировались ещё в древности и имели одним из своих источников мифологические представления о «циклическом времени», «вечном возвращении», культы рождающихся, умирающих и воскресающих богов, связанные со сменой времён года и сезонно-календарными ритуалами, и т.п. Элементы типичной для круговорота исторического теории аргументации обнаруживаются у античных авторов, например, в их рассуждениях о закономерностях вырождения государственных форм. Впоследствии в европейской традиции общественной мысли круговорота исторического теории противостояли стадиальным и линеарным концепциям исторического процесса (в Средневековье – христианской эсхатологической философии истории, в Новое время – теориям прогресса, эволюционизму, теориям модернизации).

Реклама

Предтечей современных круговорота исторического теорий обычно считают Дж. Вико, разработавшего теорию смены трёх эпох – «религиозной», «героической» и «гражданской». Наиболее значительные варианты круговорота исторического теорий в 19-20 века были предложены Н. Я. Данилевским, К. Н. Леонтьевым, О. Шпенглером, А. Дж. Тойнби и П. А. Сорокиным. В большинстве случаев динамический принцип круговорота исторического теории сочетался со статическим принципом концепции «локальных цивилизаций». Каждый неповторимый, базирующийся на самобытных ценностях «культурно-исторический тип» (Данилевский) рождается, растёт, достигает стадии зрелости, деградирует и умирает. Стадия «цветущей сложности» сменяется стадией «смесительного упрощения» (Леонтьев), творческие силы культуры истощаются – «культура» превращается в «цивилизацию», органика жизни сменяется механикой функционирования (Шпенглер). В концепции Тойнби возникновение и рост каждой цивилизации связываются со способностью сообщества адекватно отвечать на «вызовы» обстоятельств, а её последующий надлом и разложение – с утратой этой способности (концепция «вызова – ответа»). В теории Сорокина социокультурные суперсистемы, являющиеся субъектами общественно-исторического процесса, не умирают окончательно, но перерождаются, обретая новые жизненные ориентиры: наблюдающиеся в истории «флуктуации» ценностных оснований социальных систем определяют смену «идеациональных» культур «идеалистическими», а затем – «чувственными» с их сенсуалистическим и материалистическим видением реальности и утилитарно-прагматическими ценностями (таковой Сорокин считал современную культуру).

Д. Г. Подвойский.