Крупская На­дежда Константиновна

Крупская (в замужестве Ульянова) На­дежда КонстантиновнаКРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, Санкт-Петербург – 27.2.1939, Москва], российский государственный и партийный деятель, теоретик и организатор советской педагогической науки и системы народного образования, почётный член Академии Наук СССР (1931). Жена В. И. Ленина. Из дворян. Окончила гимназию княгини А. А. Оболенской и педагогический класс при ней в Санкт-Петербурге (1887). Училась на историко-филологическом отделении Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге (1889; также посещала занятия на математическом отделении курсов). В начале 1890-х годов член социал-демократических кружков М. И. Бруснева и С. И. Радченко. Преподавала в рабочей школе, занималась революционной пропагандой (1891-96). В 1894 году Крупская познакомилась с Лениным, участвовала в организации и деятельности Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 арестована, но вскоре освобождена до разрешения дела. Член Российской социал-демократической рабочей партии. В декабре 1897 Крупская в административном порядке приговорена к ссылке в Уфимскую губернию, но по собственной просьбе отправлена в село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии, где в июле 1898 обвенчалась с В. И. Лениным. Занималась проблемой положения женщин в российском обществе. Считала, что освободить женщину-работницу может только победа рабочего класса и поэтому женщины должны активно участвовать в его борьбе с самодержавием. Освобождению работниц также должна была способствовать организация воспитания детей на общественных началах (книга «Женщина-работница», 1901). В 1900 году переведена в Уфу, где продолжала вести пропаганду в рабочих кружках. После освобождения в эмиграции (с 1901). Секретарь редакций газет «Искра», «Вперёд». Участвовала в подготовке и проведении 2-го (Брюссель, Лондон, июль – август 1903) и 3-го (Лондон, апрель/май 1905) съездов РСДРП. Разрабатывала пункты программы РСДРП, принятой на 2-м съезде, которые относились к народному образованию.

Реклама

В 1905 году Крупская вместе с В. И. Лениным вернулась в Россию, работала секретарём ЦК РСДРП, налаживала связь с местными организациями партии. Участвовала в работе Таммерфорсской конференции (декабрь 1905), 4-го съезда РСДРП (Стокгольм, апрель/май 1906). После поражения Революции 1905-07 вновь эмигрировала вместе с мужем. Секретарь Заграничного бюро ЦК РСДРП. Преподавала в партийной школе в Лонжюмо под Парижем (1911), была секретарём Ленина и помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. Крупская – один из инициаторов издания журнала «Работница» (1914), член его заграничной редакции. В феврале – марте 1915 участвовала в конференции заграничных секций РСДРП в Берне, Международной антивоенной женской конференции (там же). Участвовала в подготовке Циммервальдской (сентябрь 1915) и Кинтальской (Берн, Кинталь, 1916) международных социалистических конференций.

В работе «Народное образование и демократия» (1917) впервые прокомментировала взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на педагогику, показала исторические корни трудовой школы и нового подхода к трудовому воспитанию учащихся.

В апреле 1917 вернулась в Россию. С ноября 1917 в Наркомпросе (с 1929 заместитель наркома). В 1920-30 годах председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. В 1917-20 участвовала в создании советской системы народного просвещения, в разработке и пропаганде основополагающих документов: «Положения об единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы» (1918). Предложила организовать советы по народному образованию для привлечения общественности к делу народного просвещения, занималась организацией изб-читален, клубов, библиотек, школ для взрослых, особенно в деревне и среди нерусских национальностей.

В 1920-е годы созданная по её инициативе научно-педагогическая секция Государственного учёного совета (1921) являлась теоретическим центром советской школы и педагогики. Крупская привлекла к научно-методической деятельности в ней известных педагогов: П. П. Блонского, Н. Н. Иорданского, А. П. Пинкевича, Н. В. Чехова, С. Т. Шацкого и др. Под общим руководством Крупской были разработаны школьные программы, при её участии проведены в 1920-30-х годах многочисленные педагогические съезды и конференции.

Крупская стояла у истоков пионерской организации, комсомола, движений за социализацию инвалидов. С именем Крупской связано становление советской теории и практики дошкольного воспитания, внешкольного образования, образования взрослых. Способствовала развитию политехнического образования, домов детского творчества, лагерей отдыха и пр. Автор декрета «О централизации библиотечного дела в РСФСР» от 3.11.1920, которым была закреплена общедоступность публичных библиотек; они объединялись в единую сеть и передавались в ведение Наркомпроса. Составляла примерные списки книг «буржуазных» авторов, подлежавших изъятию из публичных библиотек.

В 1925-26 Крупская примкнула к так называемой новой оппозиции (Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев), но вскоре отошла от неё. С 1927 член ЦК ВКП(б). В 1930-х годах была практически отстранена от работы в Наркомпросе и занялась разработкой вопросов библиотечного дела.

Автор многочисленных работ и воспоминаний о В. И. Ленине. Возражала против мумификации тела Ленина. Награждена орденом Ленина (1935). Урна с прахом в Кремлёвской стене на Красной площади.

Соч.: Воспоминания о Ленине. М., 1957; Педагогические соч.: В 6 т. М., 1978-1980; Избранные произведения. М., 1988; Воспитание молодежи в ленинском духе. М., 1989.

Лит.: Руднева Е. И. Педагогическая система Н. К. Крупской. М., 1968; Н. К. Крупская: Биография. М., 1988; Куманев В. А. Противостояние: Крупская – Сталин. М., 1994; Богуславский М. Н. Крупская: создатель образовательной системы Советской России // Лидеры образования. 2003. №2; Дулин В. В. Н. К. Крупская как историк педагогики // История и современные проблемы сравнительной педагогики. Пятигорск, 2005. Вып. 5; Красовицкая Т. Ю. Н. К. Крупская – идеолог большевистской реформы образования // Труды Института российской истории РАН. М., 2005. Вып. 5; Чеков М. О. Н. К. Крупская и формирование основ теории внешкольного (дополнительного) образования детей // Известия Самарского научного центра РАН. Самара, 2006. Т. 2: Актуальные проблемы гуманитарных исследований; Н. К. Крупская. Библиография трудов и литературы о жизни и деятельности: [В 2 кн.]. М., 1969-1973.

М. В. Богуславский.