Кружево

КРУЖЕВО, текстильное изделие, в котором ажурный узор (орнамент и изображения) образуется в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных, металлических и др.) различными способами - плетением, шитьём, вышивкой, вязанием и др.

Кружево - вид декоративно-прикладного искусства; применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления (мерные кружева, полосы-прошивки, зубчатые бордюры) или вставок (штучные кружева, треугольники, квадраты, овалы), а также для изготовления салфеток, покрывал (штучные кружева). Главные особенности кружева - воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Для кружева характерно слияние ажурных узоров и грунта (сетка фона) или контрасты плотного узора (часто рельефного) и ажурного грунта, разнообразие ритмического построения узора, цвета, блеска, фактуры нитей. Выразительность кружева подчёркивается также цветом и фактурой ткани, с которой кружево сочетается. По технике изготовления кружево бывает ручное и машинное.

Ручное кружево плетётся на коклюшках (точёные или резные деревянные палочки), шьётся иглой, вяжется крючком или на спицах. Плетёное кружево подразделяется на численное и сколочное. Численное кружево выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрические узоры. Сколочное кружево (парное и сцепное) делается по «сколку» – рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, которые закреплены на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями, образующими кружево. В парном кружеве узор и фон плетутся одновременно. В сцепном кружеве основные элементы узора выполняются в виде тесёмки (так называемые вилюшки) и соединяются между собой нитями (с помощью крючка): «сцепками» или «решётками». В парном кружеве преобладают геометрические узоры, в сцепном – растительные.

Реклама

Кружево появилось на рубеже 15-16 веков, по-видимому, в Италии. Ранние шитые кружева представляли собой полоску с зубцами, заполненную геометрическим или растительным орнаментом, а также изображениями людей и животных. В конце 16 века получил распространение (в Венеции, Милане, Генуе) гипюр – кружево, в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками. В середине 17 века узор шитых венецианских гипюров состоял из динамичных завитков и крупных цветов с рельефным контуром, характерных для барокко. Во Фландрии производство кружева развивалось с конца 16 века: сначала шитых с геометрическим узором, затем – плетёных. Особенно славились тонкие плетёные кружева типов «бенш», «валансьен», «малин» (по названиям городов, в которых они производились) с орнаментом, образованным плотным переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. В начале 18 века стали изготовлять тюль – лёгкое и воздушное кружево, в орнаменте которого использовались гирлянды, завитки и т.п. (мотивы рококо). С середины 18 века крупнейшим центром кружевоплетения стал Брюссель, где делали аппликацию по тюлю. Способ изготовления такого кружева ускорил и удешевил производство, создав условия для появления крупных кружевных изделий – шалей, пелерин и т.п. Во Франции производство кружева развивалось с середины 17 века. Шитый гипюр с изящным узором (мелкие растительные побеги, фигурки людей, амуров и др.) производили в Алансоне, Аржантане, Седане. В 18 веке в тех же центрах изготовляли шитое по тюлю кружево с узором в виде букетов, гирлянд и завитков. В конце 18 – начале 19 века орнамент тюлевого кружева располагался по краю, а на остальной части фона помещались мелкие цветочки, или так называемые мушки. В городах Кан, Шантийи, Байё, Ле-Пюи производились и плетёные тюлевые кружева типов «блонды» (из золотистого и чёрного несучёного шёлка) и «шантийи» (из белого и чёрного кручёного шёлка).

С 19 века получило распространение дешёвое машинное кружево. Первые попытки механизировать производство относятся к 1768 году, когда на трикотажной (чулочной) машине изготовили сетку, похожую на грунт кружева. В 1809 английский конструктор Дж. Хеккот изобрёл тюлевую челночную машину, на которую в 1834 установили Жаккарда машину, что позволило вырабатывать грунт и рисунок (то есть кружево в целом) машинным способом. В 1837 тюлевые машины для организации гардинного производства были завезены в Россию (в Санкт-Петербург). С 1863 начали применяться вышивальные машины (изобретённые в Швейцарии) для нанесения рисунка на тюлевую сетку; вышивание рисунка на готовой сетке – не такой трудоёмкий процесс и занимает меньше времени, чем изготовление грунта. Тогда же на тюлевое полотно стали нашивать аппликации из тонкого батиста.

КружевоВ 20 веке в производстве кружева многочелночные машины были вытеснены более производительными основовязальными машинами. На основовязальных многогребёночных рашель-машинах вырабатываются кружевные изделия, сплошное кружевное полотно или полотна кружев с разделительными цепочками, по которым такие полотна разрезают на отдельные ленты различной ширины и с разным краем (прямой, с зубчиками). В основовязаном кружеве в сетчатую структуру грунта ввязываются рисунчатые (утóные и футерные) нити; нити основы и узора могут иметь различную линейную плотность. В качестве грунта кружевного полотна применяют 3-, 5- и 7-петельный тюль с ячейками в виде симметричных 6-гранников, на которых расположен узор рисунка кружева. Для вязания грунта в основном используют тонкие синтетические нити, а для вязания узора – более толстые нити из натурального и химического сырья. На специализированных машинах кружево вяжется без использования сетки тюля; в качестве грунта применяются цепочки, соединённые непосредственно узорными нитями (разной толщины и цвета), одновременно участвующие в формировании как ажурных, так и уплотнённых участков кружева.

В России первые сведения о производстве кружева относятся к началу 17 века. В царских мастерских изготовляли плетёные кружева в виде прошивок с характерным крупным плоскостным узором из золотых и серебряных нитей с включением в них жемчуга, сплющенной проволоки (так называемые бити) и витой кручёной проволоки (канители). Введение в 18 веке общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства кружева. Примитивным численным кружевом украшали крестьянскую одежду и полотенца. Художественный эффект русского кружева с геометрическим и растительным узорами (нередко близкими орнаменту крестьянской вышивки и тканья) заключался в живописности, достигаемой применением различных материалов: белого льна, цветного шёлка, золотой и серебряной нити. В 18-19 веках высокого совершенства достигло народное нитяное кружево – белое или цветное с добавлением шёлковых и металлических нитей. Им украшались полотенца, подзоры и другие бытовые изделия.

Со 2-й половины 19 века кружевоплетение стало преимущественно народным промыслом, которым занимались кружевницы в Вологодской, Орловской, Тульской, Вятской, Липецкой, Нижегородской, Казанской, Новгородской, Тверской, Московской и других губерниях. Кружево каждого района имело свои особенности. В Михайлове (Рязанская губерния) производили цветное численное (так называемое михайловское) кружево. В вологодском сцепном кружеве узор чётко отделён от фона; крупные формы орнамента очерчены ровной белой линией на фоне ажурной «решётки» из сквозных кругов, квадратов и шестиугольников. Елецкое кружево более воздушно, в нём менее заметен переход от рисунка к фону. Кировское (вятское) сцепное кружево более разнообразно по приёмам плетения; рисунок может прерываться просветами, а «решётка» обильно уснащается плотными элементами плетения. В начале 20 века организована промысловая кооперация, объединившая мастериц в основных центрах кружевоплетения, созданы курсы и художественно-профессиональной школы. В современном кружеве, развивающем богатые художественные традиции русского кружева, также используются новые орнаментальные мотивы.

700

Лит.: Caulfeild S. F. А., Saward В. С. The dictionary of needlework. L., 1882. N. Y., 1972; Jourdain М. Old lace. L., 1908. L., 1988; Бирюкова Н. Ю. Западноевропейское кружево XVI-XIX вв. в собрании Эрмитажа. Л., 1959; Kliot К., Kliot J. Bobbin lace. N. Y., 1973; Risselin-Steenebrugen М. Trois siècles de dentelles... Brux., 1980; Schôner F. Enzyklopädie der Spitzentechniken. Lpz., 1980; Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983; Levey S. М. Lace: а history. L.; Leeds, 1983; Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. 2-е изд. М., 1985; Foley Т., Whitcomb С. Linens and lace. N. Y., 1990; Шенер Ф. Кружево. Технология ручного и машинного изготовления. М., 1990; Stillwell А. Cassell illustrated dictionary of lacemaking. L., 1996; Thompson А., Waller К. Romanian point lace. L., 2003; Browne С. W., Smith С. Lace from the Victoria and Albert muséum. N. Y., 2004; Carmignani М. Tessuti, ricami е merletti in Italia: dal Rinascimento al liberty. Mil., 2005; Снеговская А. Из истории русского кружева // Любимая Россия. 2006. №3(4).

Н. Ю. Бирюкова, В. Н. Викторов.