Крылов Алексей Николаевич

Крылов Алексей НиколаевичКРЫЛОВ Алексей Николаевич [3(15).8.1863, село Висяга Симбирской губернии, ныне Чувашия – 26.10.1945, Ленинград], российский кораблестроитель, математик и механик, академик Петербургской Академии Наук (1916), Герой Социалистического Труда (1943). Родился в семье артиллерийского офицера. По окончании в 1884 году Морского училища в Санкт-Петербурге зачислен в компасную часть Главного гидрографического управления, где под руководством И. П. Колонга им были выполнены первые научные работы по девиации компасов. В дальнейшем Крылов посвятил свою деятельность главным образом разработке вопросов теории кораблестроения. В 1890 году окончил Морскую академию и оставлен в ней преподавателем; руководил занятиями по математике и читал (с 1892) лекции по теории корабля. Преподавательскую работу Крылов вёл в течение почти 50 лет в Морской академии, Санкт-Петербургском политехническом институте и других вузах. С 1900 руководил «Опытовым бассейном», предназначенным для испытаний моделей судов, в 1908-10 главный инспектор кораблестроения и председатель Морского технического комитета. Активно участвовал в проектировании и постройке первых российских линкоров типа «Севастополь», ввёл в конструкцию кораблей ряд технических новшеств, нашедших затем применение в практике военного кораблестроения (использование на линкорах лёгких водотрубных котлов, применение сталей повышенного сопротивления и др.). В 1910-17 Крылов консультировал по вопросам судостроения на Металлическом, Путиловском и других заводах; с 1916 года директор Главной физической обсерватории и начальник Главного военно-метеорологического управления, с 1917 года директор физической лаборатории (позднее института) Академии наук. В 1919 Крылов назначен начальником Морской академии, участвовал в её преобразовании и выработке устава. В 1921-27, находясь за границей в составе комиссии для возобновления научных контактов, Крылов наблюдал за постройкой судов, заказанных для советского флота. По возвращении в 1927 году продолжал преподавать в Морской академии и заведовать Физико-математическим институтом Академии Наук СССР, активно участвовал в решении различных технических вопросов военного и гражданского судостроения в СССР.

Реклама

Труды Крылова по теории кораблестроения охватывают различные области теории корабля. В 1893 году разработал рациональные приёмы и схемы для вычисления основных характеристик судна – остойчивости и плавучести, ставшие классическими. В 1893-98 создал общую теорию килевой качки корабля, дал методы определения поведения судна в общем случае движения под углом к направлению бега волн. Важное практическое значение имели работы Крылова по непотопляемости судна, в которых он научно обосновал и развил идеи С. О. Макарова. Составленные Крыловым таблицы непотопляемости (1902) получили широкое распространение в мире. Крылов – автор выдающихся работ по строительной механике корабля. Он положил начало разработке динамических проблем в кораблестроении. Крылову принадлежит первый в мировой науке курс «Вибрация судов» (1908), где он изложил строгую математическую теорию колебания различных упругих систем и методику применения этой теории к решению практических задач, в том числе к расчёту вибрации корпуса корабля. В труде «О расчёте балок, лежащих на упругом основании» (1930) Крылов обосновал и развил оригинальный метод расчёта балок, в том числе переменного сечения, имеющий большое значение не только для расчёта судовых корпусов, но и для развития строительной механики в целом.

Ряд трудов Крылова выполнены по теории магнитных и гироскопических компасов. Посвятив этой теме свои первые научные труды, Крылов вновь обратился к ней в 1938-40, опубликовав комплекс работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса. Крыловым также проведены крупные исследования в области артиллерии (колебания артиллерийских стволов во время выстрела) и внешней баллистики (вращательное движение артиллерийского снаряда во время полёта).

Большую ценность имеют работы Крылова по математике и механике. В 1906 году он впервые прочёл курс «О приближённых вычислениях», в котором свёл в единую систему вопросы наиболее рациональной организации численных расчётов. В 1912 в работе «О некоторых дифференциальных уравнениях математической физики» исследовал вопросы, касающиеся вынужденных колебаний упругих систем, и обосновал способ улучшения сходимости тригонометрических рядов. В 1931 году Крылов предложил метод решения, так называемого векового уравнения. Непреходящую ценность имеют труды Крылова, посвящённые разработке наследия классиков науки – И. Ньютона, Л. Эйлера, К. Гаусса и др. Им созданы яркие очерки о жизни и деятельности П. Л. Чебышева, Ж. Лагранжа, Ньютона и др.

Государственная премия СССР (1941). Награждён 3 орденами Ленина.

Соч.: Собр. трудов. М.; Л., 1936-1956. Т. 1-12; Избр. труды. Л., 1958 (библ.).

Лит.: Труды института истории естествознания и техники Академии Наук СССР. М., 1956. Т. 15; Лучининов С. Т. А. Н. Крылов. Выдающийся кораблестроитель, математик и педагог. М., 1959; Ханович И. Г. Академик А. Н. Крылов. Л., 1967.