Крымчаки

КРЫМЧАКИ (самоназвания – кърымчах, кърымчахлар), этническая группа евреев Крыма. Численность около 1200 человек (2008, оценка), из них в Израиле живут 600 человек, в Украине – 400 человек (200 человек в Автономной Республике Крым), в России – 157 человек (Новороссийск, Москва, Санкт-Петербург; 2002, перепись), в Абхазии (Сухум), США, Германии и др. Говорят на русском языке, немногие сохраняют знание крымчакского языка (в России – 29 человек, по переписи 2002). По религии – иудаисты.

Термин «кърымчах» упоминается в письменных источниках с 1859 года. До этого крымчаки называли себя йегудим, бене Йисраэль или Срэль балалары (сыны Израиля). По эпиграфическим и археологическим данным (каменные манумиссии – акты об отпущении рабов, надгробные стелы с изображением семисвечников и пальмовых ветвей, остатки синагоги в Херсонесе), евреи проникают в Крым из Малой Азии не позднее 1-й половины 1-го тысячелетия. Проживали в Боспоре, Херсонесе, Партените и на территории современного Бахчисарайского района [Вилино, Кызы-Кермен (Казы-Кермен), Эски-Кермен]. Поддерживали контакты с евреями Византии; контакты с хазарами не отражены в доступных письменных и археологических источниках. В 1096 евреи были изгнаны из Херсонеса. С конца 13 века община начинает расти за счёт переселенцев из европейских и восточных стран. Сохранились сведения о переписке на древнееврейском языке крымчакского купца Ходжи (то есть паломника в Иерусалим) Кёккёза (Хозя Кокос) из Каффы с царём Иваном III Васильевичем. С начала 16 века крымчаки проживали в основном в Карасубазаре (ныне Белогорск), Каффе (Феодосия) и Солхате (Старый Крым). Ко времени вхождения Крыма в состав России (1783) на полуострове насчитывалось около 800 крымчаков. По антропологическому типу несколько отличались от ашкеназов. С конца 19 века крымчаки расселились практически по всем городам Крыма. В конце 19 века и в 1921-23 годах многие эмигрировали в Палестину и США. В США основали ныне существующее «Землячество крымских евреев в Америке». По переписи 1926, насчитывалось 6,4 тысяч крымчаков. После Великой Отечественной войны в результате массового уничтожения крымчаков нацистами в Крыму осталось 700-750 крымчаков. По переписи 1959, в СССР было 1,5 тысячи крымчаков. В 1990-е годы основная часть крымчаков эмигрировала в Израиль. С 1989 в Симферополе действует культурно-просветительное общество «Кърымчахлар», с 2005 им выпускается альманах «Кърымчахлар».

Реклама

До начала 19 века основными занятиями крымчаков были ремесло (кожевенники, седельщики, шорники, шапочники) и мелкая торговля, с начала 19 века они стали также заниматься земледелием. Бытовая культура, поверья, фольклор близки к крымско-татарским. Система терминов родства типична для тюркоязычных народов: бифуркативно-линейная терминология в поколении родителей (линейная при обозначении братьев отца и матери) сочетается со скользящим счётом поколений и делением сиблингов по относительному возрасту и (среди старших сиблингов) по полу. Характерно наличие специальных терминов для прабабок. Единый религиозный ритуал, представляющий собой смесь из ашкеназских, восточных и романиотских элементов, выработал в начале 16 века Моше бен Яаков «а-Голе» («Изгнанник») из Киева. К 16 веку основным разговорным языком становится этнолект крымско-татарского языка, записываемый еврейским алфавитом. Литературным языком оставался древнееврейский. На нём в 18 веке Давид Лехно написал хронику по истории Крымского ханства «Давар сефатаим» («Речение уст») и другие сочинения. Появляется литература на крымско-татарском языке: религиозные сочинения, переводы таргумов, молитвы, стихи, записи легенд, сказки, песни (пызмон), загадки (тапмачъа), пьесы, собиравшиеся в рукописные сборники (джонка; множественное число джонкалар). Среди авторов конца 19 – начала 20 века – Нисим Леви Чахчир и Марсель Перич. В 1920-е годы крымчакские синагоги в СССР были закрыты и крымчаки практически перестали соблюдать религиозную обрядность, перешли преимущественно на кириллицу. Многие крымчаки в Крыму и России утратили еврейскую идентичность и считают себя потомками хазар. В Тель-Авиве крымчакская синагога функционировала до 1981 года. В Крыму дважды в год отмечается День памяти жертв 1941-42 (тъкун).

Лит.: Крымчаки // Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1988. Т. 4; Полинская М. С., Чернин В. Ю. Терминология родства у крымчаков // Советская тюркология. 1988. №3; Куповецкий М. С. К этнической истории крымчаков // Этноконтактные зоны в европейской части СССР. М., 1989; Khazanov А. The Krymchaks: а vanishing group in the Soviet Union. Jerusalem, 1989; Ачкинази И. В. Крымчаки. Историко-этнографический очерк. Симферополь, 2000; Крымчаки / Сост. В. М. Ломброзо, Д. И. Реби. Симферополь, 2001; Янбай Я. Тюркская литература крымчаков // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2001. Вып. 8; Кизилов М. Б. Крымчаки // От киммерийцев до крымчаков. Симферополь, 2006; он же. Крымчаки: современное состояние общины // Евроазиатский еврейский ежегодник – 5768 (2007/2008). [К.], 2008; Shapira D. Some notes on the history of the Crimean Jewry from the ancient times until the end of the 19th century // Jews and Slavs. 2008. Vol. 19.

М. Б. Кизилов.