Крымские татары

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ (самоназвание – кърым татарлар; в русских источниках 16-17 века – крымцы, 18-19 века – татары), народ на юге Украины (в основном в Автономной Республике Крым, а также в Херсонской области). Численность в Крыму 243,4 тысяч человек (2001, перепись). Компактно проживают в Симферопольском, Бахчисарайском, Белогорском и Джанкойском районах. Живут также в Узбекистане (239 тысяч человек – в основном в Ферганской и Ташкентской областях), Таджикистане (9,4 тысяч человек), Киргизии (3,6 тысяч человек), Турции (100 тысяч человек), Румынии (22 тысячи человек), Болгарии (5,8 тысяч человек), России (3,9 тысяч человек, из них 2,6 тысяч человек в Краснодарском крае - 2002, перепись) и др. Говорят на крымско-татарском языке. В основном мусульмане-сунниты ханифитского мазхаба.

Южное побережье Крыма было в основном тюркизировано выходцами из Малой Азии во время сельджукских завоеваний 11-12 века. Формирование собственно крымских татар началось с появления в Крыму монголо-татар в 1220-х годах. Субэтнические группы крымских татар: степные (ногайцы, кърым ногъайлар) и горно-прибрежные, иногда разделяемые на горно-предгорных и южнобережных крымских татар, или татов (тат, татлар). Степные крымские татары – монголоиды, близкие по происхождению и культуре северокавказским и ставропольским ногайцам, в состав которых вошли потомки более раннего тюркоязычного населения (половцев). Горно-прибрежные крымские татары относятся к балкано-кавказской расе, включили отдельные этнические элементы из оседлых жителей горно-прибрежной части полуострова: греков, крымских готов, генуэзцев и венецианцев, выходцев из Малой Азии, с Северного Кавказа (так называемых черкесов), из Грузии, славянских земель, Молдавии и др.; в их языке прослеживается сильное турецкое влияние. В эпоху Крымского ханства крымские татары численно преобладали в Крыму. После присоединения Крымского ханства к России в 1783 году, а также после Крымской войны 1853-56 в 1860-62, в 1874-1875, начале 1890-х годов и в 1902-03 происходила массовая эмиграция крымских татар в Османскую империю. Опустевшие земли заселялись крымскими греками и армянами, русскими, украинцами, белорусами, болгарами, немцами и др. По переписи 1897, в Таврической губернии насчитывалось 186,2 тысяч крымских татар. Крымско-татарское культурное возрождение конца 19 – начала 20 века связано с именем Исмаил-бея Гаспринского. В 1917-20 годах действовала Национальная партия крымских татар (Милли фирка), в конце 1917 в Бахчисарае собрался национальный съезд (курултай), провозгласивший Крымскую демократическую республику. По переписи 1926, в Крыму проживало 179,1 тысяч крымских татар (25,3% населения Крыма). Крымские татары составляли большинство в Судакском, Бахчисарайском, Ялтинском, Севастопольском районах. Крупнейшие крымско-татарские центры – Бахчисарай, Карасубазар (ныне Белогорск) и Старый Крым. Крымско-татарский язык до 1929 года был одним из государственных языков Крымской АССР (1921-45), значительное число крымских татар входило в руководство автономии. В 1930 Балаклавский, Бахчисарайский, Ялтинский, Алуштинский, Судакский районы объявлены татарскими.

Реклама

Крымские татарыВ 1944 году все крымские татары (до 190 тысяч человек) были насильственно вывезены из Крыма, в основном в Среднюю Азию. Значительная часть их погибла в первые годы ссылки. В 1956 с крымских татар сняты ограничения по спецпоселению. Со 2-й половины 1950-х годов развивается крымско-татарское национальное движение, ставившее целью возвращение крымских татар в Крым. В 1967 Указом Президиума ВС СССР с крымских татар снимались «огульные обвинения» в сотрудничестве с фашистскими оккупантами. При этом до конца 1980-х годов действовали ограничения на прописку в Крыму и т.п. Возникли районы заселения крымскими татарами вблизи Крыма – в Херсонской области Украины, в Краснодарском и Ставропольском краях России. С конца 1980-х годов началась массовая иммиграция крымских татар в Крым, сначала в степные, а затем и в предгорные и прибрежные районы. Со 2-й половины 1980-х годов в Узбекистане активизируется Национальное движение крымских татар. В 1989 формируется более радикальная Организация крымско-татарского национального движения (ОКНД). В июне 1991 по инициативе ОКНД в Симферополе собрался курултай крымских татар, избравший меджлис и принявший Декларацию о национальном суверенитете крымско-татарского народа. 18.5.1999 Указом Президента Украины создан Совет представителей крымско-татарского народа при Президенте Украины. Помимо ОКНД, в Крыму действуют другие общества и фонды крымских татар. Имеются крымско-татарская пресса, радио- и телеканалы.

Основное традиционное занятие степных крымских татар – кочевое скотоводство, горно-прибрежных – орошаемое земледелие и отгонное скотоводство. На Южном берегу Крыма развивались виноградарство, садоводство и табаководство, в Восточном Крыму местами – шелководство, на западном побережье – рыболовство, в степи и в горах – охота, в горах – бортничество. Важную роль играл соляной промысел. С 19 века земледелие распространяется и у степных крымских татар. Были развиты (особенно в 16-18 века): узорное ткачество, вышивка шёлком и золотными нитями, производство войлока и сукна, обработка кожи, резьба по дереву, оружейное и ювелирное дело. Многие ремесленные изделия изготавливались на экспорт.

Крымские татарыУ степных крымских татар стойбища состояли из юрт, расположенных по родовому принципу. Различались юрты – большие разборные (терме) и малые неразборные (отав; диаметр до 4 м), перевозившиеся в арбе. У полуоседлых крымских татар были распространены полуземлянки, у оседлых степных крымских татар – дома из сырцового кирпича (калыб) или турлука с соломенной, земляной или черепичной крышей; стропила образовывали вдоль дома навес, опиравшийся на столбы. У горно-прибрежных крымских татар строились одно- или двухэтажные каменные, часто белёные дома; этажи соединялись внутренней, позднее – наружной лестницей; по периметру шли верхняя (софа) и нижняя галереи, опирающиеся на столбы с резными капителями (каптель). По одну сторону сеней (аят) помещалась комната (аш-хана) с чувалом или очагом в особой пристройке, по другую – небольшая неотапливаемая гостиная или спальня (соба). На пологих северных склонах постройки стояли свободно, окружённые дворами и садами, имели черепичную крышу (керемет); на западе северных склонов в долинах рек Кача и Бельбек (Бахчисарайский район), возможно, под влиянием готов, были распространены дома срубной конструкции (чатма су) из толстых досок или горбыля. У горных крымских татар дома с плоскими крышами тесно примыкали друг к другу террасами. В городах второй этаж выступал над нижним, опираясь на столбы. Карнизы и потолки расписывались цветочным орнаментом, окна имели узорные рамы из гипса, вставки из цветного стекла. С 14 века формируется крымская культовая и гражданская архитектура: мечети, медресе, бани, фонтаны, караван-сараи, мавзолеи (дюрбе).

Характерные элементы костюма степных крымских татар – бешмет (каптан), чекмень (чепкен), девичья конусовидная шапка с меховой опушкой, сапожки из меха и др. С 16 века из Турции в горно-прибрежной зоне распространяется так называемый левантийский («османский») тип костюма: туникообразная рубаха (кольмек, кулек), широкие штаны (у мужчин – штан, у женщин – шальвар, туман); у женщин – приталенное платье (шамаладжа-антери) и кафтан (фередже), со 2-й половины 19 века иногда набрасывавшийся на голову; у мужчин – расшитый золотом жилет, халат (знатные люди поверх носили халаты без рукавов или с очень короткими рукавами-буфами), кушак, чалма (сарик). В 1-й половине 19 века мужской халат заменяется курткой (мийтан, елек, камзол); у молодых – с коротким рукавом, у мужчин среднего возраста – до локтя, у стариков – до запястья. Вместо чалмы стали носить феску или каракулевую шапку (калпак, бьорк) с суконной круглой красной вставкой в центре дна (тупелик, тепели). У женщин распространяется распашное платье (антер): у молодых – длиной до колен, у женщин среднего возраста – до середины икры, у старух – до щиколоток; с облегающим лифом, глубоким вырезом и широкой юбкой с приподнятыми жёсткими боками (джабу) и коленчатым запахом налево, расшитыми нагрудником (кокслюк) и нарукавниками (кьапак); антер носили с передником и курткой или безрукавкой. Плечевая одежда шилась чаще из плотного полосатого шёлка (в расцветке обязательно присутствовал красный цвет), сукна и бархата с золотным шитьём. Девушки заплетали волосы в мелкие косички, скреплённые серебряным амулетом (сач хасиде), женщины подстригали у висков пряди (зюлюф). Выходя на улицу, лицо закрывали сеткой из конского волоса (чадра).

Пища степных крымских татар – кислое молоко (айран, катык), сыры (солёный – пенир, слоистый – кашкавал), каша из пшеницы (шорба), пшена (сек), пшеничной муки (талкан), бараний бульон с катыком (серпа), вяленая баранина (какач), слабоалкогольный напиток из проса (буза). Хлеб (экмек) выпекали в золе очага; пекли сдобные пшеничные лепёшки (катлама), пирожки (бурек). Кухня горно-прибрежных крымских татар (овощи, фрукты, зелень) формировалась под влиянием земледельческих народов; готовили шашлыки (шиш-кебаб), голубцы в виноградных листьях (долмасы), мясные супы (шорба), плов (пилав), восточные сладости.

До 20 века сохранялись, особенно у степных крымских татар, родовая экзогамия, родовые тамги, большая семья, аталычество, колыбельный сговор, обычаи избегания. Многожёнство и калым были мало распространены. Браки между степными и горно-прибрежными крымскими татарами были редки. Система терминов родства смешанного типа: бифуркативно-линейные черты сочетаются с линейными; сохраняется скользящий счёт поколений, характерный для большинства алтайских систем. В то же время генерационный скос типа «омаха» утрачен. Сиблинги делятся по относительному возрасту и по полу; распространены парные термины родства для родителей и дедов. Сохранялись доисламские верования и обряды, у кочевников – поклонение духам и демонам. В быту предпочтение отдавалось не мусульманскому летоисчислению, а календарю 12-летнего «животного» цикла. На Ноуруз (Навруз) варили яйца, готовили суп из курицы, слоёный мясной пирог (кобете), халву, сладкое печенье, проводили обряд первой борозды, девушки гадали, дети надевали маски, с цветами и ветками в руках пели под окнами, взамен получали сладости. Некоторые праздники сопровождались чертами христианского ритуала (например, в районе Ялты на Ноуруз выпекали лепёшки с изображением креста), посещением христианских монастырей, поминанием умерших в православных церквах.

Устное творчество. Песням степных крымских татар (йыр) свойственны диатоника, мелодическая простота и краткость, строгая манера исполнения; песням горных и южнобережных крымских татар (тюркю) – развитая, богато орнаментированная мелодика, ритмическая сложность и разнообразие. Распространены бытовые лирические песни (макъам); в ходе песенных состязаний между юношами и девушками во время гуляний, на свадьбах, толоках импровизировались короткие песни вроде частушек (чынъ у степных татар, мане у горных). Обрядовый фольклор включает зимние поздравительные, свадебные песни, причитания, круговые песни-танцы (хоран). Эпические жанры: дестаны («Чора-батыр», «Эдиге», «Кёр-огълу»), бейты («Ногъай бейити»). Среди исторических песен особую группу составляют так называемые переселенческие, или эмигрантские, песни (муаджир тюркю, кочь авасы). Создатели и исполнители эпических, исторических и лирических песен – кедаи (у степных крымских татар), ашики (у горных). Инструментальная музыка включает наигрыши – свадебные (такъсим, пешраф), торжественные маршевые (долу), танцевальные медленные (агъыр ава) и быстрые (къайтарма), виртуозные сольные пьесы. В традиционной практике существовали ансамбли чисто инструментальные (давулджылар; в составе: 2 зурны, барабан давул, бубен даре) и сопровождавшие пение (кеманеджилер, или чал; в составе: 1-2 смычковых инструмента, бубен даре, цимбалы сантыр, и др.).

Лит.: Кондараки В. Х. Универсальное описание Крыма. СПб., 1875. Т. 1-4; Олесницкий А. Песни крымских турок. М., 1910; Куфтин Б. А. Жилище крымских татар в связи с историей заселения полуострова. М., 1925; Красев М. Песни крымских татар. М., 1926. Ч. 1-2; Кончевский А. Песни Крыма. 2-е изд. М., 1929; он же. 15 крымских песен. М., 1930; Рефатов А. Кърым татар йырлары. Симферополь, 1932; Бахшиш Ибр., Бахшиш Ил. Кърым татар йырлары. Симферополь, 1940; Керейтов Р. Х. Этническая история ногайцев. Ставрополь, 1999; Рославцева Л. И. Одежда крымских татар конца 18 – начала 20 в. М., 2000; она же. Крымские татары: историко-этнографическое исследование. М., 2008; Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки. М., 2003; Зарубин В. Г. Воссоздание крымской автономии. Проблемы политического развития Республики Крым в 1991-1993 г. // Историческое наследие Крыма. 2004. №3/4; он же. Межнациональные отношения, национальные партии и организации в Крыму (начало XX в. – 1921 г.) // Сборник Русского исторического общества. М., 2006. Т. 10: Россия и Крым; Герцен А. Г. Крымские татары // Крымские татары: хрестоматия. Симферополь, 2005.

А. Г. Герцен, В. Г. Зарубин, Л. И. Рославцева.

Связанные статьи