Крымско-татарская литература

КРЫМСКО-ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература крымских татар. Зародилась в период Крымского юрта Золотой Орды (13-15 века) в рамках общей для тюркских народов древней литературы. В период Крымского ханства (15-18 века) складывается так называемая дворцовая литература, ориентированная на традиции арабской и персидской литератур и отличавшаяся вычурным языком, обилием коранических реминисценций, дидактичностью: творчество поэтов Гази-Герая (собрание сатир и од «Роза и соловей»), Досмамбета Азовского (оба 16 век), Ашик Умера (сборник «Диван», 17 век), Джанмухаммеда (поэма «Сефернаме», 17 век), историческое сочинение «Семь планет» Сеида Мухаммеда Ризы (18 век). В середине 19 – начале 20 века крымско-татарская литература находилась под влиянием идей пантюркизма (писатели, объединившиеся вокруг просветителя Гаспринского); с конца 19 века начинает формироваться литературный крымско-татарский язык.

С установлением в Крыму советской власти начался новый этап в истории крымско-татарской литературы. В первые годы преобладала поэзия, проникнутая пафосом строительства новой жизни: творчество поэта и учёного Б. Чобан-заде (сборник стихов «Буран», 1928; сборник этюдов «Крымско-татарская литература новейшего периода», 1929), поэтов Э. Шемьи-заде (поэма «Днепрэльстан», 1931, издана в 1935), М. Сулеймана (сборник «Сивашские воспоминания», 1935), Ы. Кадыра, О. Амита и др. В 1930-е годы под влиянием русской литературы происходит становление драматургии: пьесы И. Тархана («Наступление», 1934), Ю. Болата («Свадьба продолжается», 1936; «Девушка Арзы», 1937), С. Джетере («В огне», 1939); развивается проза: романы, повести, рассказы Р. Тынчерова, Ш. Алядина, А. Дерменджи, У. Ипчи и др.

Реклама

Поэзия 2-й половины 20 века представлена сборниками «Люблю тебя, жизнь!» Р. Халида (1964); «Белые цветы» (1968), «Дни огневые» (1969) С. Эмина; «Орлиный залёт» Э. Шемьи-заде (1969), и др. Заметными явлениями крымско-татарской литературы стали романы Болата («Алим», часть 1-2, 1940-80; «Анифе», 1969), Алядина («Если любишь», 1961; «Фонари горят до рассвета», 1969; «Приглашение на пир у дьявола», 1979), Эмина («Волею рождённые», 1971); рассказы Э. Амита (сборник «Сильней любви», 1973), А. Османа (сборник «Знакомые глаза», 1975). Прозу конца 20 – начала 21 века представляют повести Т. Халилова, Ш. Рамазанова, Л. Алядиновой; рассказы Р. Муэдина (сборник «Забота матери», 1995), Э. Умерова, Г. Усейновой и др. В поисках национальной идентичности писатели обращаются к историческому прошлому крымских татар, реалиям современной жизни, к внутреннему миру человека; нередко в их произведениях отражается тяготение к суфизму.

Лит.: Фазылов Р., Нагаев С. Къырымтатар эдебиятынынъ тарихы. Къыскъа бир назар. Симферополь, 2001; Крымський А. Литература крымських татар. Ciмфepoпoль, 2003.