Крёстный ход

КРЁСТНЫЙ ХОД, в христианстве торжественное шествие духовенства и мирян с крестом (отсюда название), хоругвями и иконами, сопровождаемое церковными песнопениями и, как правило, колокольным звоном. В основе крёстного хода лежит так называемая стациональная литургия (от латинского statio - остановка) - особый вид богослужения, при котором различные молитвенные последования совершаются в определённых местах города, а переход от одного места служения к другому имеет форму церковной процессии. Первоначально поводами для совершения крёстного хода были различные бедствия, вызванные природными катаклизмами, полемика с еретиками, когда шествиям еретиков православные противопоставляли свои процессии, а также торжества освящения храмов, перенесения мощей, похороны иерархов, императоров и пр.

Крёстный ходВ календаре Константинопольской православной церкви за определёнными храмами Константинополя, а также за днями календаря закрепился цикл празднований, сопровождаемых крёстными ходами. Эти константинопольские шествия отразились в уставе главного храма Византийской империи - Святой Софии (смотри Святой Софии храм), литургические традиции которого усваивались Поместными церквами. Крёстные ходы совершаются в определённые дни - в Страстную пятницу, в Пасхальную ночь и последующие дни до Вознесения Господня, в день Крещения Господня при великом освящении воды, в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня [1(14) августа], в дни престольных праздников, при освящении храмов. Крёстные ходы могут также совершаться в честь святынь, крупных церковных и государственных событий, при торжественных траурных церемониях, во время бедствий (засуха, эпидемии), в том числе вне городов или монастырей. Православный крёстный ход вокруг храма или монастыря движется «навстречу солнцу», или против часовой стрелки; русские старообрядцы совершают его в обратном направлении - «за солнцем», «посолонь», сохраняя доминировавшую (но не исключительную) дониконовскую традицию.

Реклама

В католицизме процессии совершаются в праздник Сретения Господня (2 февраля), в день памяти святого евангелиста Марка (25 апреля), в день Входа Господня в Иерусалим, в праздник Тела Христова (четверг после Троицы) со Святыми Дарами и в некоторые другие дни. Регионы и храмы имеют собственные традиционные процессии.

Лит.: Аничков-Платонов И. Н. Рассуждение о крестных ходах Православной Церкви. М., 1842; Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. М., 1994. С. 503-505; Куприянов И. К. Крестные ходы, местные праздники и церковные обряды древнего Новгорода. Новгород, 1859; Романов Г. А. Русские крестные ходы // Исторический вестник. 1999. №1; Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб., 2005; Успенский Б. А. Крест и круг: из истории христианской символики. М., 2006.

Ю. И. Рубан.