Крюки

КРЮКИ (знамёна), знаки древнерусских безлинейных певческих нотаций. Крюковая (по названию одного из основных знаков - крюка), она же столповая (калька греческого στήλη - древнерусский столп), или знаменная (от славянского знамя - знак), нотация ведёт своё происхождение от ранневизантийской (палеовизантийской) нотации и является основной формой древнерусской музыкальной письменности. Её отдельные знаки сохранили греческие названия (например, параклит). Большинство знаков получило русские названия, связанные с их внешним видом: палка, стрела, запятая и т.п. В развитии крюковой нотации выделяют 3 периода: ранний (11-14 века), средний (15 - начало 17 века) и поздний (с середины 17 века). Нотация первых 2 периодов в сочетании с молитвословным текстом позволяет судить о ритме песнопений, но их звуковысотная составляющая не поддаётся дешифровке. В 17 веке в нотации появилась ладозвукорядная определённость благодаря киноварным пометам, затем тушевым признакам, что ныне позволяет расшифровывать звуковысотную линию. Различают беспометные, пометные, одновременно пометные и призначные крюковые рукописи.

Реклама

Крюки Будучи разновидностью невм, крюки имеют характер идеограмм и обозначают большей частью не отдельные звуки, а их сочетания (мелодические формулы; некоторые из них представлены в таблицах 1-4). В столповой нотации (знаменного распева) существуют 4 типа графической фиксации мелодий, соответствующие мелодическим формулам разных масштабных уровней: собственно крюковой – крюки, обозначающие 1-3 звука (иногда и более) в определённой последовательности; попевочный (смотри Попевка) – включает относительно краткие мелодические формулы, записанные простыми знамёнами; лицевой – более развёрнутые попевки, часто с элементами тайнописи («тайнозамкнённости», смотри Лицо); фитный (смотри Фита) – содержит пространные мелодические построения, целиком зашифрованные. Путевая и демественная нотации (смотри Демественный распев, Путевой распев, Строчное пение) возникли в 15 веке как развитие и усложнение столповой. Смотри также Азбука певческая. Нотация.

В последней четверти 17 века появился новый тип рукописей – двознаменники (двузнаменники). В них мелодия знаменного распева излагалась одновременно двумя нотациями – крюковой и нотолинейной (так называемое киевское знамя), которая достаточно точно нотировала мелодику и ритмику знаменных песнопений. Некоторые двознаменники отразили архаическую систему интонирования – отклонения от обиходного звукоряда в попевках и фитах разных гласов.

Таблица 1. Одноступенные знамёна

крюки

Таблица 2. Двуступенные знамёна нисходящие

крюки

Таблица 3. Двуступенные знамёна восходящие

крюки

Таблица 4. Многоступенные знамёна

крюки

Лит.: Разумовский Д. В. Церковное пение в России. М., 1867-1869. [Вып. 1-3]; Металлов В. М. Азбука крюкового пения. М., 1899; он же. Русская симиография. М., 1912; Смоленский С. О древнерусских певческих нотациях. СПб., 1901; Калашников А. Азбука церковного знаменного пения. К., 1908; Бражников М. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева. М.; Л., 1949; он же. Древнерусская теория музыки. Л., 1972; он же. Русская певческая палеография. СПб., 2002; Беляев В. М. Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962; Em handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift / Hrsg. von J. von Gardner, Е. Koschmieder. Munch., 1963-1972. Т. 1-3; Flows С. Universale Neumenkunde. Kassel; Wilhelmshohe, 1970. Bd 1-3; Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987; Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006; Богомолова М. В. Демественная нотация // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 14.

Т. Ф. Владышевская.