Кржижановский Сигизмунд Доминикович

КРЖИЖАНОВСКИЙ Сигизмунд Доминикович [30.1(11.2).1887, село Демиевка Киевского уезда Киевской губернии; ныне в черте Киева – 28.12.1950, Москва], русский писатель, литературовед, театровед. Родился в польской католической семье. Окончил юридический факультет Киевского университета (1913), одновременно слушал лекции на историко-филологическом и философском факультетах. В 1912-13 посетил Италию, Австрию, Германию, Швейцарию, Францию. В 1918-22 читал лекции по психологии творчества, истории и теории театра, литературы и музыки в Киевской консерватории, затем в Москве (где жил с 1922) – в ГОСЕТе, студии Камерного театра и др. В середине 1920-х годов активно участвовал в деятельности ГАХН.

Начал печататься с 1912 года (стихи, путевые очерки), но своим литературным дебютом считал публикацию в 1919 году рассказа «Якоби и "Якобы"» и новелл-притч «Катастрофа», «Лес карандашей». Выступал с публичным чтением своих произведений, принёсшим ему признание в московских литературных кругах. В 1923 году в Москве поставлена пьеса Кржижановского «Человек, который был четвергом» по одноимённому роману Г. Честертона (режиссер А. Я. Таиров, художник А. А. Веснин). Большая часть литературного наследия Кржижановского опубликована посмертно. Самая крупная прижизненная публикация – документальная историко-философская повесть в письмах «Штемпель: Москва» (1925). Среди других произведений: повести «Клуб убийц букв» (1926), «Воспоминания о будущем», «Материалы к биографии Горгиса Катафалаки», комедия «Писаная торба» (все 1929), новеллы «В зрачке», «Книжная закладка» (обе 1927); сценарии к художественному фильму «Праздник святого Йоргена» (1930; режиссёр Я. А. Протазанов) и мультфильму «Новый Гулливер» (1935; режиссёр А. Л. Птушко). Автор многочисленных историко-теоретических статей о литературе и театре: «Философема о театре» (1923), «Поэтика заглавий» (1925; отдельное издание – 1931), «Комедиография Шекспира», «Фрагменты о Шекспире», «Искусство эпиграфа: Пушкин» (все в середине 1930-х годов). В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве; составил заметки, вошедшие в книгу очерков «Москва в первый год войны» (1948, опубликованы в 1989).

Реклама

Прозу Кржижановского отличают лаконичный слог, динамичность повествования, «рваный» ритм. Богатая метафорика, переплетение реального и фантастического, гиперболизация, доходящая до гротеска, в сочетании с иронической интонацией, маскирующей трагическое мироощущение писателя, обусловливают фантасмагоричность произведений Кржижановского, считавшего себя сатириком и определявшего свой метод как «экспериментальный реализм».

Соч.: Страны, которых нет: Статьи о литературе и театре. Записные тетради. М., 1994; Собр. соч.: В 5 т. СПб., 2001-2006-. Т. 1-4-; Тринадцатая категория рассудка: [Повести, рассказы]. М., 2006.

Лит.: Гаспаров М. Л. Мир С. Кржижановского // Октябрь. 1990. № 3; Камянов В. И. Красный ферзь под боем // Новый мир. 1992. № 8; Перельмутер В. Г. Судьба берет себе звезды // Современная драматургия. 1992. № 2; Топоров В. Н. «Минус»-пространство С. Кржижановского // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., [1995].

Л. Н. Дмитриевская.