Ксенофан

КСЕНОФАН (Ξενοφάνης) (около 570 до нашей эры, Колофон - после 478 до нашей эры), древнегреческий поэт и философ. После покорения греческих городов Ионии Гарпагом (540 до нашей эры) эмигрировал и вёл жизнь «скитальца» в течение 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона в «Софисте», Ксенофан - основатель элейской школы и учитель Парменида. Однако в древности существовал и другой взгляд на Ксенофана (совпадающий с мнением большинства современных исследователей) как на «одиночку» (Диоген Лаэртий). Как странствующий учитель «мудрости», а также по своим просветительским установкам, этическому утилитаризму, гносеологическому релятивизму и эристическим приёмам Ксенофан напоминает софистов 5 века. Ксенофан не выработал какой-либо философской системы: взгляды, излагавшиеся им в различных стихотворениях, не свободны от противоречий. По своему стилю Ксенофан - полемист и сатирик, по своему этосу - ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религиозно-нравственный реформатор. Основное произведение - «Силлы» («Сатиры») в 5 книгах, направленные «против всех поэтов и философов», прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов. Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет монотеистическую концепцию: «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. По свидетельству Аристотеля и Теофраста, Ксенофан отождествлял единого бога с универсумом. Учение Ксенофана о боге есть, таким образом, пантеизм в его классическом оформлении. Гносеологические высказывания Ксенофана - первая в истории греческой мысли постановка вопроса о возможности и границах познания. Высшим и абсолютно достоверным знанием, по Ксенофану, обладает только бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет вероятностный характер. В сочетании с критикой всех философских систем этот тезис делал Ксенофан в глазах античных скептиков предтечей скептицизма. Впервые зафиксированное у Ксенофана противопоставление мнения и знания имело программное значение для античной гносеологии. Утилитаризм Ксенофана имел не только социально-этические (осуждение роскоши, бесполезность Олимпийских игр), но и космологические следствия: «Солнце полезно... а Луна не нужна».

Реклама

Источн.: Die Fragment / Hreg. Е. Heitsch. Мünch.; Ζ., 1983; Фрагменты ранних греческих философов / Изд. подгот. А. В. Лебедев. М., 1989. Ч. 1.

Лит.: Jaeger W. W. The theology of the early Greek philosophers. Westport, 1980; Heitsch Е. Xenophanes und die Anfange kritischen Denkens. Stuttg., 1994.

А. В. Лебедев.