Ксенофобия

КСЕНОФОБИЯ (от греческого ξένος – чужой и ...фобия), нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Проявления ксенофобии близки к так называемому культурному расизму. Однако в отличие от расизма ксенофобия представляет собой неприязнь к чужаку из-за его поведения, образа жизни и т. п., а не имманентно присущих ему качеств. В ЕС термин «ксенофобия» принят официально для обозначения распространённых в обществе подозрительности и враждебности в отношении иммигрантов и, по сути, служит эвфемизмом для понятия «расизм», но понимается как его мягкая форма. Подобно расизму, ксенофобия служит для противопоставления «нас» «им», утверждает, что этническая культура, подобно биологическим особенностям, даётся человеку на всю жизнь вместе с «кровью». Смешение культур вызывает протест, так как якобы способствует дезориентации, навязывая индивиду разные культурные и поведенческие коды. В этом контексте говорится о «несовместимости культур», что ведёт к выступлениям против смешанных браков. Обнаруживается страх в отношении «пришельцев», которые будто бы способны засорить и испортить культуру «коренных жителей», и раздаются призывы сохранять традиционный этнокультурный облик. При этом местная культура понимается как более «высокая», и выстраивается возглавляемая ею иерархия культур.

Реклама

Исследования ксенофобии уделяют большое внимание влиянию на неё биологических (инстинктивных) и психологических (в том числе как механизма поддержания идентичности) факторов. Однако «биологическая детерминированность» ксенофобии не подтверждается научными данными и её нельзя считать качеством, присущим человеку как виду. Будучи в первую очередь психологической реакцией на чужака, ксенофобия в то же время не является неизбежным следствием идентичности. Современные ксенофобии часто объясняют этническим и религиозным «ренессансом», сопротивлением экономии, конкуренции и реакцией на отчуждение в условиях тотальной коммерциализации, ностальгией по «утраченной общности» и стремлением к сохранению прежнего «культурного порядка». Ксенофобия  позволяет исключать иммигрантов из местного сообщества, ведёт к их дискриминации в сфере занятости, образования и социального вспомоществования. Их подозревают в стремлении к созданию закрытых анклавов и последующем сепаратизме.

В медицине ксенофобия как боязнь чужого, незнакомого рассматривается как разновидность навязчивых состояний.

Лит.: Bory-Lugon V. Immigration et хénophobie dans la société suisse. Lausanne, 1977; Wtulich J. American xenophobia and the Slav immigrant. N. Y., 1994; Racisme et хénophobie en Europe. Р., 1994; New xenophobia in Europe / Ed. by В. Baumgartl, А. Favell. L., 1995; Watts М. W. Xenophobia in united Germany: generations, modernization, and ideology. N. Y., 1997; Верховский А., Прибыловский В., Михайловская Е. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М., 1998; Identity and intolerance: nationalism, racism, and xenophobia in Germany and the United States. Wash.; Camb., 1998; Diken В. Strangers, ambivalence and social theory. Aldershot, 1998; Ксенофобия в современном мире. СПб., 2008; Кон И. С. Гомофобия как форма ксенофобии, http: //www.sexology.narod.ru.

В. А. Шнирельман.