Ксенофонтов Гавриил Васильевич

Ксенофонтов Гавриил ВасильевичКСЕНОФОНТОВ Гавриил Васильевич [4(16).1.1888, село Тит-Ары, Якутия – 28.8.1938, Москва], российский историк, этнограф, религиовед. Из семьи состоятельного якута. Окончил реальное училище в Якутске (1906) и юридический факультет Томского университета (1912).

Испытал влияние сибирского областничества (Г. И. Потанина и А. В. Адрианова.). С 1913 года вёл адвокатскую практику в Якутске, занимался вопросами правового положения и народного образования среди коренных народов Сибири. В 1917 году руководил работой 1-го съезда русских и якутских крестьян в Якутске, стал лидером Якутского трудового союза федералистов и земского движения в Якутии, избран депутатом Учредительного собрания, в 1917-19 депутат Сибирской областной думы от Якутской области. В 1920-23 годах ассистент факультета общественных наук Иркутского университета. Среди его учителей – Б. Э. Петри, М. К. Азадовский, М. П. Алексеев. В 1921-25 участвовал в экспедициях, изучал петроглифы, шаманские ритуалы и фольклор у якутов, эвенков, бурят и хакасов. В 1930-38 в НИИ языка и культуры при СНК Якутской АССР. В 1933 вёл первые научные раскопки в Якутии (могильники в Мегино-Кангаласском улусе). Изучал и дал вариант дешифровки орхоно-енисейских надписей. Член РГО (1913). Действительный член Бурятско-монгольского научного общества имени Доржи Банзарова. В 1937 году поселился в Дмитрове. В 1938 году арестован и приговорён к расстрелу. В 1957 реабилитирован.

Реклама

Исследования по истории, этнографии, фольклору и религии народов Восточной Сибири. На основе изучения фольклора реконструировал этническую историю якутов. По фольклорным и эпиграфическим источникам выдвинул теорию о южном происхождении якутов. В исследованиях ранних форм религии привлекал обширный сравнительный материал, создал гипотезу происхождения религии, развивал идею религиозного синкретизма. Автор классических трудов по шаманизму у якутов, бурят, тунгусов (его данные позднее были использованы М. Элиаде и С. А. Токаревым).

Соч.: Культ сумашествия в Урало-Алтайском шаманизме: (К вопросу об «умирающем и воскресающем боге»), Иркутск, 1929; Хрестес. Шаманизм и христианство: (Факты и выводы). Иркутск, 1929; Пастушеский быт и мифологические воззрения классического Востока. Иркутск, 1929; Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов: (Материалы о мифологии урало-алтайских племен в Северной Азии). 2-е изд. М., 1930; Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. М., 1977; Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. Якутск, 1992; Шаманизм: Избр. труды. Якутск, 1992.

Лит.: Дьячкова А. Н. Г. В. Ксенофонтов: ученый и общественно-политический деятель. Якутск, 2000; Романова Е. Н. В. Ксенофонтов: миф о странствующем герое // Репрессированные этнографы. М., 2003. Вып. 2.

А. М. Решетов.