КшенекЭрнст

КшенекКШЕНЕК, Кренек (Křenek, Krenek) Эрнст (23.8.1900, Вена - 22.12.1991, Палм-Спрингс, штат Калифорния; похоронен в Вене), австрийский и американский композитор, музыковед, музыкальный критик, педагог. В 1916-18 и 1920-23 годах учился контрапункту и композиции у Ф. Шрекера в Венской академии музыки и Высшей школе музыки в Берлине.

До 1920 сочинял в духе позднего романтизма, затем применял технику «свободной атональности». На формирование личности и эстетических взглядов Кшенека оказали влияние знакомство с Ф. Бузони, Г. Шерхеном, А. Шнабелем, немецким пианистом и композитором Э. Эрдманом, увлечение музыкой Б. Бартока, П. Хиндемита (позднее также И. Ф. Стравинского, А. Берга), поэзией Р. М. Рильке и др. Написанные в Берлине 1-й струнный квартет (1921), 1-3-я симфонии (1921-22), 1-й концерт для фортепиано с оркестром (1923) принесли Кшенеку известность радикального представителя «новой музыки». С 1921 принимал участие в Донауэшингенском и Зальцбургском фестивалях. В 1924 Кшенек познакомился с Т. Адорно, женился на Анне Малер (дочери Г. Малера). Первое сочинение Кшенека для театра - сценическая кантата «Замок» (1922, на текст Ф. Верфеля) - было с успехом исполнено в Немецкой государственной опере (Берлин). В 1925-27 годах ассистент П. Беккера - руководителя государственных опер в Касселе и Висбадене.

Реклама

Кшенек - автор около 40 опер, оперетт, балетов (многие на собственное либретто). Стремясь придать своим музыкально-драматическим произведениям остроту и злободневность, экспериментировал с различными стилевыми приёмами. Элементы джаза и атональной музыки, ревю и коллажа усиливали актуальность комических опер «Прыжок через тень» (1924, Франкфурт-на-Майне; 1927, Ленинград, Малый оперный театр) и «Джонни наигрывает» (1927, Лейпциг). Последняя имела сенсационный успех и вскоре была поставлена на 100 европейских сценах (в том числе в 1928 в ленинградском Малом оперном театре; в 1929 в Московском музыкальном театре имени Вл. И. Немировича-Данченко). Яркая экспрессивность оперы «Орфей и Эвридика» (на текст драмы О. Кокошки; 1926, Кассель), неоромантичная стилистика оперы «Жизнь Ореста» (1930, Лейпциг) раскрывали трагическое мироощущение послевоенных лет. Сатира на современное общество в оперетте «Пляска смерти вокруг собора Святого Стефана» (1930) была столь острой, что впервые её поставили в Вене лишь в 1990. В 1928-1938 годах, живя в Вене, Кшенек сблизился с представителями новой венской школы, стал использовать додекафонию (цикл песен «Сквозь ночь» на слова К. Крауса, «Тема и 13 вариаций» для оркестра; оба написаны в 1931).

После 1933 сочинения Кшенека были запрещены в нацистской Германии и подвергались критике в Австрии. В 1938 эмигрировал в США (получил гражданство в 1945). В 1939-42 преподавал в женском колледже Вассара (Покипси, близ Нью-Йорка), в 1942-47 декан Школы изящных искусств в университете Хамлайна в Сент-Поле (штат Миннесота). С 1947 года жил в Калифорнии, читал лекции в различных университетах США. Изучал строгий стиль и григорианский хорал, соединяя их в своих сочинениях с современными техниками композиции, в том числе с алеаторикой (хорал «Плач Пророка Иеремии», 1942; 4-5-я симфонии, 1947, 1949) и сериализмом (оратория «Spiritus intelligentiae Sanctus», 1956). Экспериментировал также в области электронной музыки. Среди других сочинений - Соната №3 для фортепиано (1943; вошла в постоянный репертуар Г. Гульда). После 2-й мировой войны активно участвовал в формировании «второго авангарда» в Европе: в 1950-е годы работал в Студии электронной музыки в Кёльне, в 1958-66 доцент Дармштадтских летних курсов новой музыки.

Соч.: Über neue Musik: sechs Vorlesungen zur Einführung in die theoretischen Grundlagen. W., 1937; J. Ockeghem. N. Y., 1953; Tonal counterpoint in the style of the eighteenth Century. [N. Y.], 1958; Zur Sprache gebracht: Es-says über Musik. Мünch., 1958; Modal counterpoint in the style of the sixteenth Century. Lynbrock, 1959; Gedanken unterwegs. Мünch., 1959; Prosa, Dramen, Verse. Мünch., 1965; Briefwechsel: [Th. W. Adorno und Е. Krenek], Fr./М., 1974; Horizons circled: reflections on my music. Berk., 1974; Das musikdramatische Werk. W., 1974-1990. Bd 1-3; Elektroton und Sphärenklang // Krenek Е. Im zweifelsfalle Aufsätze zur Musik. W., 1984; F. Schubert: ein Porträt. Tutzing, 1990; Die amerikanischen Tagebücher, 1937-1942. W., 1992; Исследование о 12-тоновом контрапункте / Пер. и редактор Е. Костицына. К., 1993; Im Atem der Zeit: Erinnerungen an die Moderne. Hamb., 1998.

Лит.: Э. Кшенек и его опера «Прыжок через тень». Л., 1927; Э. Кшенек и его опера «Джонни наигрывает». Л., 1929; Maurer С. Е. Krenek: ein Komponist im Exil. W., 1980; Е. Krenek / Hrsg. О. Kolleritsch. W., 1982; Hilmar Е. Dank an Е. Krenek. W., 1982; Adorno Th. W. Е. Krenek. Мünch., 1984 (Musik-Konzepte, Bd 39/40); Е. Krenek / Hrsg. von Н.-К. Metzger. Мünch., 1984; Bowles G. Н. Е. Krenek: bio-bibliography. N. Y., 1989; Stewart J. L. Е. Krenek: The man and his music. Berk., 1991; Миловидова Н. С. Э. Кшенек: оперы 20-х годов - вариации на тему свободы // Музыкальная академия. 1996. №3/4; Stenzl J. Е. Krenek, О. Kokoschka und die Geschichte von Orpheus und Eurydike. [Schliengen], 2005; «Der zauberhafte, aber schwierige Beruf des Opernschreibens»: das Musiktheater Е. Kreneks / Hrsg. von С. Zenck-Maurer. Schliengen, 2006.

Л. А. Полётова.