Кшесинская Матильда

Кшесинская (наст. фам. Кржесинская) МатильдаКШЕСИНСКАЯ (настоящая фамилия Кржесинская) Матильда (Мария) Феликсовна [19(31).8.1872, Лигово, близ Санкт-Петербурга - 6.12.1971, Париж], российская артистка балета, педагог, заслуженная артистка Императорских театров (1904). Из семьи артистов балета. По окончании Санкт-Петербургского театрального училища (педагоги Л. И. Иванов, Е. О. Вазем, Х. П. Иогансон) в 1890-1917 годах в Мариинском театре. Соперничая с итальянскими гастролёршами-виртуозками, исполнявшими все главные партии, одной из первых русских балерин начала брать частные уроки у Э. Чеккетти, в результате чего её танец обрёл техническую свободу, законченность и точность формы (первой из русских танцовщиц исполнила 32 фуэте). Первая ведущая партия - Мариетта-Драгиниацца («Калькабрино» Л. Ф. Минкуса; 1891). В 1893 с большим успехом выступила в партии Авроры («Спящая красавица» П. И. Чайковского), став со временем одной из лучших исполнительниц балетов М. И. Петипа (Пахита - «Пахита» Э. Дельдевеза и Минкуса, Аспиччия - «Дочь фараона» и Эсмеральда - «Эсмеральда» Ч. Пуньи, Одетта-Одиллия - «Лебединое озеро» Чайковского, Никия - «Баядерка» Минкуса и др.). Отличительные черты творчества Кшесинской - бравурные танцевальные пассажи, кокетливая горделивость поз, царственная стать и темперамент. Впервые в России получила титул балерины «assoluta» («безусловно первая», 1895). В начале 20 века вытеснила с петербургской сцены иностранных гастролёрш. Пользуясь покровительством царской семьи, влияла на формирование репертуара и фактически обладала монополией на любимые роли. В 1904 году «по домашним обстоятельствам» покинула Мариинский театр, но вскоре вернулась в труппу на положение гастролёрши по контракту. Яркая представительница русского балетного академизма, Кшесинская тем не менее поддерживала новации М. М. Фокина. Первая исполнительница главных партий в его постановках «Эвника» А. В. Щербачёва, «Бабочки» на музыку Р. Шумана, «Эрос» на музыку Чайковского. В 1895-1909 с успехом танцевала в Монте-Карло, Варшаве, Вене, Париже. В 1911-12 в антрепризе С. П. Дягилева. В 1920 году эмигрировала во Францию. В 1921 вышла замуж за великого князя А. В. Романова, получив титул светлейшей княгини Романовской-Красинской. В 1929 открыла балетную студию в Париже. Среди её учениц - И. Шовире, М. Фонтейн. Последний раз танцевала перед публикой в Лондоне в 1936 году. Творчеству Кшесинской посвящён телевизионный фильм «Фантазия на тему» (1993, режиссёр Е. В. Попова).

Реклама

Соч.: Dancing in Petersburg. L., 1960. N. Y., 1977; Воспоминания. М., 2004.

Лит.: Светлов В. Терпсихора. СПб., 1906; Красовская В. Русский балетный театр начала XX в. М., 1972. [Ч. 2]: Танцовщики; Гавеский В. Мадам Семнадцать // Театральная жизнь. 1990. №6; Седов Г. Мадам Семнадцать. Матильда Кшесинская и Николай Романов. М., 2006.

И. П. Дешкова.