Куайн Уиллард ван Орман

КУАЙН (Quine) Уиллард ван Орман (25.6. 1908, Акрон, штат Огайо – 25.12.2000, Бостон), американский философ и логик, представитель аналитической философии. Окончил Гарвардский университет (1932), ученик А. Н. Уайтхеда. Преподавал в Гарвардском университете (1936-78, профессор с 1948). Испытал влияние прагматизма, а также логического позитивизма (в начале 1930-х годов участник Венского кружка), доктрина которого в дальнейшем была подвергнута им критике. В 1951 году в статье «Две догмы эмпиризма» выступил, во-первых, против разграничения аналитических предложений, истинность которых зависит только от значения составляющих их терминов, и синтетических предложений, основывающихся на фактах; во-вторых, против сведения смысла предложения к значениям составляющих его терминов, указывающих на непосредственный чувственный опыт субъекта. Источник этих «догм» Куайн видел в ошибочной установке рассматривать отдельные предложения, отвлекаясь от их роли в контексте целостной языковой системы или теории, каковая только и подлежит проверке в науке.

Реклама

Определяя свою философскую позицию как натурализм, Куайн широко использовал данные лингвистики, антропологии, бихевиористской психологии. Язык рассматривался им как важнейшая форма человеческого поведения, а наука – как один из путей приспособления организма к окружающей среде. Лингвистическому нативизму Н. Хомского Куайн противопоставил учение о языке как комплексе приобретённых диспозиций к вербальному поведению. Он ввёл понятие «стимульного значения» – совокупности внешних стимулов, которые вызывают согласие или несогласие с произносимой фразой, и в этой связи исследовал проблему синонимии как тождества таких значений для говорящих на одном языке. В работах по формальной логике Куайн отстаивал экстенсиональный подход, критикуя интенсиональные логики (включая модальную логику).

Большой резонанс вызвали исследования Куайна в области онтологии, характер которой, по Куайну, определяется «концептуальной схемой» языка. На языке экстенсиональной логики Куайн сформулировал знаменитый тезис: «Быть – значит быть значением связанной переменной». При принятии той или иной теории предпочтение отдаётся тем онтологиям, которые удовлетворяют критериям простоты, экономичности и лучшей согласованности с имеющимся корпусом научных знаний. Связывая онтологическую проблематику с вопросом о переводимости языков (естественных или искусственных) и подчёркивая принципиальную «неопределённость перевода» в случае «радикально» различающихся языков, Куайн отмечал «непрозрачность» референции, т. е. отношения между словом и тем, что это слово обозначает (тезис «онтологической неопределённости»).

Соч.: Word and object. Camb. (Mass.), 1960; Ontological relativity and other essays. N. Y., 1969; The roots of reference. La Salle, 1974; From а logical point of view. 2nd ed. Camb. (Mass.), 1980; Theories and things. Camb. (Mass.), 1981; The time of my life. Camb. (Mass.), 1985; Pursuit of truth. Camb. (Mass.), 1992; Философия логики. М., 2008.

Лит.: Words and objections: essays on the work of W. V. Quine / Ed. D. Davidson, J. Hintikka. Dordrecht, 1975; The philosophy of W. V. Quine / Ed. L. Е. Hahn, Р. А. Schillp. La Salle, 1986; The Cambridge companion to Quine / Ed. R. Gibson. Camb., 2004.

А. Ф. Грязнов.