Кубрик Стэнли

Кубрик (Kubrick) СтэнлиКУБРИК (Kubrick) Стэнли (26.7.1928, Нью-Йорк – 7.3.1999, Харпенден, Великобритания), американский и английский режиссёр, сценарист, продюсер. В 1946-51 фотограф журнала «Look». В кино с 1951 года (короткометражный документальный фильм «День боя»). В 1954 году организовал (совместно с продюсером Дж. Б. Харрисом) кинокомпанию «Harris-Kubrick Productions». Известность Кубрику принёс антимилитаристский фильм «Тропы славы» (1957) о французских солдатах 1-й мировой войны, расплачивающихся жизнью за трусость и бездарность своих командиров. В 1960 году поставил исторический блокбастер «Спартак». В 1962 экранизировал роман В. В. Набокова «Лолита». Талант Кубрика-сатирика в полной мере проявился в антивоенной комедии «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу» (1963), где, используя традиции «чёрного юмора», приём гротескного сдвига реальности и точно выбрав социальные маски, режиссёр показал, как авантюризм учёных, тупость и воинственность генералитета и попустительство высших кругов американской администрации могут привести мир к атомной катастрофе. В 1968 году Кубрик  снял научно-фантастический фильм «2001: Космическая одиссея» (по А. Кларку, премия «Оскар»), использовав богатые технические возможности современного кинематографа. Преклонение перед человеческим разумом, вырвавшимся в космическое пространство, сочеталось в фильме с трагической идеей непознаваемости Вселенной. Большую дискуссию вызвала антиутопия «Заводной апельсин» (по А. Бёрджессу, 1971), исследовавшая проблему охватившего мир насилия и в то же время эстетизирующая его. В фильме «Барри Линдон» (1975, по У. Теккерею) Кубрик  предложил живописное, ритмически выстроенное, но холодное и рассудочное зрелище, утверждавшее неминуемость победы времени и смерти над жизнью. В 1980 году поставил фильм «Сияние» (по С. Кингу) – выдержанную в традициях готического романа притчу о человеческой ненависти. Кубрику принадлежат важные для дальнейшего развития киноязыка находки в области монтажа, приёмов создания эмоциональной атмосферы действия, использования музыки, изобразительной организации пространства и т.п. Среди других фильмов: «Страх и желание» (1953), «Поцелуй убийцы» (1955), «Убийство» (другое название «Последняя облава», 1956), «Цельнометаллическая оболочка» (по роману «Люди, жившие недолго» Г. Хасфорда, 1987). После длительного перерыва Кубрик  снял свой последний фильм – вызвавший оживлённую полемику психоэротический триллер «С широко закрытыми глазами» (1999, по повести «Рапсодия. Роман-сновидение» А. Шницлера). Кубрик  – автор или соавтор сценариев и продюсер большинства своих фильмов. Ему посвящён документальный фильм «Стэнли Кубрик: Жизнь в кино» (2001). Премия Международного кинофестиваля в Венеции «За вклад в киноискусство» (1997).

Реклама

Лит.: De Vries D. The films of S. Kubrick. Grand Rapids, 1973; Geduld С. Filmguide to 2001; а space odyssey. [L.], 1973; Lobrutto V. S. Kubrick: а biography. N. Y., 1999; Kolker R. Ph. А cinema of loneliness. 3rd ed. N. Y.; Oxf., 2000; Chion М. Kubrick’s cinema odyssey. L., 2001; The philosophy of S. Kubrick / Ed. J. J. Abrams. Lexington, 2007; S. Kubrick: essays on his films and legacy. Jefferson, 2008; Rice J. Kubrick’s hope: discovering optimism from 2001 to Eyes wide shut. Lanham, 2008.

В. Ю. Дмитриев.