Куча

КУЧА (Кучэ), город в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, административный центр уезда Куча округа Аксу. Население около 200 тысяч человек (2008, оценка).

На территории уезда существовало царство Куча (Цюцы, иногда пишется как Гуйцы), о котором впервые упоминается в китайской летописи «Цянь Хань шу» (около конца 1 века нашей эры), например, в повествовании о походе Ли Гуанли против Давани в 101 до нашей эры; по сведениям, приведённым в главе «Сиюй чжуань», это было относительно крупное государство Притянынанья, насчитывавшее 6970 дворов и 81 317 подданных, которое могло выставить 21 076 воинов; там же говорится о прибытии к ханьскому двору в 65 до нашей эры царя Кучи с супругой. Первоначально население было тохароязычным; возможно, связано с народом гу (или ку), относившимся к юэчжи. На протяжении веков царство подчинялось кочевым державам хунну (сюнну), жужаней, Тюркскому каганату, государству тибетцев (туфаней), с 648 нашей эры входило в состав наместничества Аньси империи Тан; с середины 9 века постепенно переходит под контроль уйгуров. Находясь на центральном направлении Великого шёлкового пути, Куча оказала большое культурное влияние на ряд стран и народов Азии, включая Китай. Музыка и танцы Кучи были распространены при танском дворе, созданные там музыкальные инструменты [цитра, 4- и 5-струнные лютни (пипа), поперечная флейта, маленькие барабанчики] вошли в состав китайского оркестра. Куча сыграла важную роль в распространении буддизма, там учились многие проповедники; член правящей в Куче династии, монах Бо Янь, в 258 нашей эры переводил сутры в храме Баймасы близ Лояна; Кумараджива был сыном сестры царя Кучи.

Реклама

Куча В черте города и окрестностях - более 80 памятников культуры, в основном буддийские древности. Один из ранних памятников - сигнальная башня эпохи Хань (сохранившаяся высота - 15 м), находится в 13 км от Кучи, возведена способом «ханту» (трамбованной земли). В 20 км к северо-востоку от Кучи расположен буддийский монастырь Субаш. В 28 км к юго-западу от Кучи находится пещерный монастырь Кумтура, который создавался и использовался с 4 по 11 века (возможно, судя по радиоуглеродным датам, со 2 века). Изучено и пронумеровано 112 пещер. Материал фресок служит важным источником для реконструкции внешнего облика, одежды и вооружения народов Центральной Азии. Наиболее известен Кызылский пещерный монастырь (около 70 км к западу от Кучи), который за размеры и богатство называют «вторым Дуньхуаном». Это один из наиболее ранних буддийских центров на территории Китая; создавался и использовался с 3 по 11 века (возможно, по 13 век). Выявлено 236 пещер, общая площадь сохранившихся фресок превышает 10 тысяч м2, в том числе серия ранних изображений на сюжеты о земной жизни Будды Шакьямуни и джатак о его предыдущих рождениях. Многие находки в Куче и окрестностях (в том числе тексты сутр), обнаруженные экспедициями А. Стейна, П. Пеллио, А. А. фон Ле Кока, Сёсина Отани и др. в начале 20 века, хранятся в музеях Европы и Японии.

Традиционные занятия: зерновое земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, овцеводство. Центр добычи газа и нефти.

Лит.: Хуан Вэньби. Талиму пэньди каогу цзи. Пекин, 1958; Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Очерки истории. М., 1988; Лю Сигань, Чэнь Лянвэй. Цюцы гу гоши. Урумчи, 1992; Су Бэйхай. Сычоу чжи лу юй Цюцы вэньхуа. Урумчи, 1996; Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Архитектура. Искусство. Костюм. М., 2000; Боровкова Л. А. Царства «Западного края» во II-I вв. до нашей эры. М., 2001; Сиюй тунши // Юй Тайшань чжубянь. Чжэнчжоу, 2003.

С. А. Комиссаров.