Кучипуди

КучипудиКУЧИПУДИ, один из видов классического индийского танцевального театра. Опосредованно восходит к традиции «Натьяшастры», что подтверждают предшествующие спектаклю ритуальные церемонии и присутствие в труппе руководителя (сутрадхары) и брахмана-шута (видушаки). В литературных источниках впервые упоминается в 1502 году («Мачупалли Кайфиат»). Расцвет кучипуди в 16-17 века связан с именем легендарного учителя Сиддхендра Йоги, реформировавшего прежнюю шиваитскую традицию в духе учения вишнуитского бхакти и получившего в награду за своё искусство от мусульманского правителя Абдул Хасан Тани Шаха деревню Кучилапурам (штат Андхра-Прадеш), давшую название кучипуди. Актёрами канонического кучипуди были исключительно мужчины из 15 брахманских семей (в начале 21 века сохранилось 12), составлявшие странствующие труппы и путешествовавшие по стране с религиозными драмами. Они танцевали, пели и произносили текст (в ритуальных церемониях - на санскрите, в драме - на языке телугу). На протяжении веков отличительной чертой стиля кучипуди считалось виртуозное исполнение женских ролей актёрами-мужчинами. С середины 20 века параллельно существуют две формы - почти исчезнувшая традиционная мужская (преподаётся в школе «Сиддхендра Калакшетра» в деревне Кучилапурам) и модернизированная женская, ставшая популярной благодаря индийскому кинематографу. По ряду признаков (позы, последовательность танцевальных номеров, тип костюма, музыкальное сопровождение, состав оркестра) женская форма кучипуди близка к бхаратнатъяму. Её характерными особенностями являются грациозная пружинящая походка танцовщиц и энергичный, быстрый темп чистого танца (нритта), основанного на упругих прыжковых движениях. Танцовщицы постоянно переносят центр тяжести тела, балансируя на пятке, носке или боковой поверхности стопы. Вершиной исполнительского мастерства кучипуди признан танец тарангам. Этот почти цирковой номер танцовщица исполняет, балансируя на острых краях медного блюда и отбивая ногами сложный и быстрый ритм. При этом на голове она удерживает небольшой сосуд с водой, а в разведённых по сторонам руках - зажжённые масляные светильники. Поскольку женская и мужская формы кучипуди не взаимодействуют, в сюжетных пантомимах из жизни Кришны танцовщицы берут на себя исполнение мужских ролей. Среди выдающихся учителей современного кучипуди - Вемпати Чинна Сатьям. Пропагандист женской формы кучипуди, он усложнил и расширил технику танца, сделав его более зрелищным. Благодаря ему утвердился приём синхронизации движений губ танцовщицы и текста песни-аккомпанемента, что стало отличительной чертой кучипуди. В 1963 году для обучения танцовщиц Вемпати Чинна Сатьям основал в городе Ченнаи «Академию искусств кучипуди».

Реклама

Лит.: Kothari S., Pasricha А. Kuchipudi: Indian classical dance art. Delhi, 2001; Suresh V. В. What is Kuchipudi? Chennai, 2003; Swapnasundari. The world of Koochipoodi dance. Gurgaon, 2005; Kuchipudi Adavu Samu: An Illustrated book of dance notation for Kuchipudi dance. Chennai, 2007.

Н. Р. Лидова.