Кудайбердиев Шакарим

КУДАЙБЕРДИЕВ Шакарим [11(23).7.1858, аул Кенбулак Семипалатинского уезда Семипалатинской области – 2.10.1931, море Шакпан; похоронен в 1962, в урочище Жидебай Абайского района Казахской АССР], казахский поэт, историк, просветитель. Племянник, ученик и духовный наследник Абая Кунанбаева. Получил начальное мусульманское образование, с 14 лет начал сочинять стихи, активно занимался самообразованием. До 1898 года был на административной работе. С 1903 член Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отделения РГО. Посетил Мекку, Египет, Турцию. Участник национально-освободительного движения «Алаш-орда». В 1912-22 жил в местечке Кейконыс, занимаясь творчеством; затем – в местечке Шакпан под надзором советских властей. Репрессирован, расстрелян, тело брошено в сухой колодец, где пролежало 30 лет; реабилитирован 29.12.1958. На творчество Кудайбердиева большое влияние оказали традиции классической поэзии Востока (Фирдоуси, Ширази Хафиз, Алишер Навои, Физули), а также русская (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, с которым Кудайбердиев состоял в переписке) и западноевропейская (Дж. Байрон) литература. Автор поэм «Калкаман-Мамыр» (1888), «Енлик-Кебек» (1891), «Айсулу-Нартайлак» (1892), проникнутых социально-критическими мотивами (осуждение межродовых распрей и др.). В 1912 году вышел сборник стихов «Зеркало казахов». Главный философский труд Кудайбердиева – трактат «Три истины» (опубликован в 1991), в котором осмысливаются вопросы жизни и смерти, бытия и познания, происхождения человека и мира. Осуществил стихотворное переложение на казахский язык повестей А. С. Пушкина «Дубровский» и «Метель» (1936). Среди прозаических произведений Кудайбердиева – сочинение «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» (1911), подытожившая многолетнюю работу Кудайбердиева по изучению истории казахского народа, а также «Основы мусульманства» (1908).

Соч.: Сочинения: Стихи, дастаны, проза. А.-А., 1988.

А. Ш. Кадырбаев.