Кули Чарлз Хортон

КУЛИ (Cooley) Чарлз Хортон (17.8.1864, Анн-Арбор, штат Мичиган – 7.5.1929, там же), американский социолог и социальный психолог. Окончил Мичиганский университет (1887), в котором преподавал с 1892 года до конца жизни (профессор с 1907); в 1918 президент Американского социологического общества.

Кули рассматривал «человеческую природу» как единство «социального» и «индивидуального», а общество как целостный организм, обладающий ментальностью («большим сознанием»), складывающейся, в том числе из представлений людей об их взаимном поведении. Человеческое сознание наполняют «представления представлений», то есть «наши представления о представлениях других о нас». «Коллективно воображаемая» реальность общества изменяется вслед за изменением человеческих представлений, которые эволюционируют к большей рациональности, позволяющей лучше приспосабливаться к условиям существования.

Представление человека о себе («чувство Я», впоследствии названное идентичностью) формируется в процессе общения и усвоения мнений окружающих об этом человеке. Согласно разработанной Кули теории «зеркального Я», другие люди подобны «зеркалам», смотрясь в которые человек создаёт представление о своём Я. Я есть продукт воображения; мы суть то, что мы думаем о себе, стремясь воспринять то, что думают о нас другие.

Реклама

Человек как продукт социализации формируется и наиболее адекватно осуществляет себя как целостная личность в «первичных группах» (семье, общине и т.п.), которые в отличие от «вторичных» (институциональных) социальных образований естественны, возникают непроизвольно, а не создаются специально с какими-либо рациональными целями; они универсальны, то есть имеют место у всех народов, во все времена, и непосредственны, основаны на личных контактах, эмоционально окрашены.

В первичных группах, цементирующих социальный порядок на микроуровне, человек усваивает базовые ценности и нормы, проникается «чувством Мы» и обретает своё Я. Вторичные же структуры, доминирующие в современном обществе, имеют искусственный и формальный характер, человек предстаёт в них лишь как носитель специфических ролей социальных.

Кули явился одним из основоположников психологии малых групп и социологии личности. Многие идеи Кули получили развитие в работах Дж. Г. Мида и др., а концепция «зеркального Я» стала впоследствии смысловым ядром символического интеракционизма.

Соч.: Life and the student. N. Y.; L., 1927; Sociological theory and social research. N. Y., 1930; Social organization: а study of the larger mind. N. Y., 1962; Social process. Carbondale, 1966; Общественная организация. Изучение углубленного разума // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия. М., 1994; Социальная самость; Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994; Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.

Лит.: Jandy Е. С. С. Н. Cooley: his life and his social theory. N. Y., 1942; Козер Л. Мастера социологической мысли. М., 2006; Jacobs С. С. Н. Cooley: imagining social reality. Amherst, 2006.

Д. Г. Подвойский.