Культ

КУЛЬТ (латинский cultus, буквально – почитание, поклонение),

1) поклонение какому-либо божеству, священным предметам или явлениям (например, культ Осириса, культ медведя, культ дождя). В этом значении понятие «культ» близко понятию религии. В научной литературе встречаются различные классификации культа; выделяют родовые и племенные культы, предков культ, культ растений, животных, небесных светил (смотри Солярные культы, Лунарные культы, Астральные культы) и других природных явлений, культ обожествлённых правителей, культ мест (например, священные рощи) и т.д. В узком значении культ – религиозная практика, действия, связанные с религиозным поклонением: богослужения, молитвы, обряды и т. д. Культом называют и отдельные виды религиозной практики, например погребально-поминальный культ (смотри Погребение, Поминки) или промысловые культы. Культовая практика во всех религиях регламентируется определёнными правилами. Она может осуществляться индивидуально или коллективно, ряд её элементов в большинстве религий является исключительной прерогативой духовенства (жречества). В светском словоупотреблении встречается именование духовных лиц служителями культов, а храмов – культовыми зданиями или зданиями культового назначения.

Реклама

2) Небольшое, но активное религиозное движение, как правило, новообразованное и возглавляемое харизматичным лидером (значение термина появилось в середине 20 века по предложению религиоведа и социолога Г. П. Беккера). В этом значении культ обычно синонимичен понятию «опасная секта». Секты, осуществляющие противозаконную деятельность, часто называют деструктивными культами. К структурам такого рода обычно относят сатанинские секты (смотри Сатанизм) и наиболее активные новые религиозные движения (например, Церковь объединения, Аум Синрике). Название «культ» также закрепилось за рядом локальных синкретических религиозных движений (например, карго-культы в Меланезии).

3) В нерелигиозном контексте – социально-психологический феномен, при котором какой-либо объект или субъект становится Центральным элементом системы жизненных ценностей индивида или общества (например, культ национальных лидеров, культ денег, культ успеха). В отличие от религиозного культа, такие культы не нуждаются в особом ритуале и обычно носят светский характер.

Лит.: Мейер А. А. Заметки о смысле мистерии (Жертва) II Мейер А. А. Философские сочинения. Париж, 1982; Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М., 1996; Смит У. Лекции о религии семитов // Классики мирового религиоведения. М., 1996; Ассман Я. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999; Флоренский П. Философия культа. М., 2004; Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. М., 2006.

Р. А. Силантьев.