Культура археологическая

КУЛЬТУРА АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ (немецкий - Kulturprovinz, Kulturtypus, Kulturgruppe; английский - culture, culture area, focus; французский civilization; и др.), группа археологических памятников, занимающих сплошную территорию (или территории) и обладающих сходством признаков, которые образуют внутренне связанную систему, единообразно меняющуюся во времени и ограниченно варьирующую в пространстве, существенно отличающуюся от других археологических культур. Культура археологическая – одно из основных понятий (и классификационных единиц) в археологии, при этом её дефиниция, способы выделения, интерпретация и другие аспекты понимания служат предметом дискуссий, как теоретических и философских (например, ряд авторов делают акцент на то, что культура археологическая является только одним из исследовательских построений), так и в отношении конкретного материала. Термин «культура археологическая» в значении, близком современному, употребляют с 19 века; для более чёткого понимания (как Kulturgebiet – культурная область) важное значение имели работы Г. Коссины и его школы, а также полемика с ними; считается, что первую чёткую дефиницию культуры археологической дал Г. Чайлд в 1929-30 годах.

Реклама

Культура археологическая отражает жизнедеятельность группы древнего населения (в рамках которой активно циркулировала информация), связанной общностью производственных и других навыков, норм, традиций (вплоть до культа) и т.д. Изначально за понятием «культура археологическая» лежало именно стремление выделить древние этнические общности, их части или объединения, что сохраняется в исследовательской практике большинства специалистов. Соотношение конкретной культуры археологической с хозяйственно-бытовыми, идеологическими, языковыми и другими характеристиками древней общности (в том числе военно-политическими или др.) решается исходя из возможностей археологии в данном случае и понимания особенностей изучаемых древних общностей. Попытки формализировать процедуру выделения культур археологических успеха не имели.

В рамках культур археологических могут обособляться локальные и хронологические варианты, сами культуры археологические – объединяться в культурно-исторические общности, культурные зоны, эпохи и т.д.; феномен сравнительной культурной неустойчивости, чересполосицы, миграций может отражаться специальными понятиями: тип памятников, культурно-исторический горизонт и др. Границы культуры археологической могут быть чёткими (когда они совпадают с границами культурных общностей, при наличии нейтральных зон, естественных рубежей и т.д.) или размытыми (образуются контактные зоны). Ареал культуры археологической может меняться, например, в результате изменений численности населения. В случае миграций в иной регион культура археологическая фиксируется на раздельных территориях, пока самостоятельное развитие не приводит к образованию разных культур археологических. Смена культур археологических происходит в результате накопления внутренних изменений или скачкообразно, например, в результате появления нового населения и других внешних воздействий. Высказывались мнения, что культур археологических не было на древнейших и поздних этапах истории (или что их выделение нецелесообразно).

Лит.: Kossinna G. Die Herkunft der Germanen: zur Methode der Siedlungsarchaologie. Wurzburg, 1911. Bonn, 1978; Childe V. G. The bronze age. Camb., 1963; Смирнов А. П. К вопросу об археологической культуре // Советская археология. 1964. №4; Захарук Ю. М. Проблемы археологической культуры // Археология. 1964. №17; Монгайт А. Л. Археологические культуры и этнические общности // Народы Азии и Африки. 1967. №1; он же. Археология Западной Европы. М., 1973-1974. [Т. 1-2]; Каменецкий И. С. Археологическая культура – ее определение и интерпретация // Советская археология. 1970. №2; Клейн Л. С. Проблема определения археологической культуры // Там же; Clarke D. L. Analytical archaeology. L., 1979; Классификация в археологии: Терминологический словарь-справочник. М., 1990 (библ.).

И. С. Каменецкий.