Культурная география

КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ, география культуры, рассматривает культуру в географическом пространстве, изучает пространственную дифференциацию и разнообразие её элементов, их выраженность в ландшафте и связь с географической средой, а также отображение географического пространства в самой культуре. В зарубежных странах культурная география составляет одну из четырёх ведущих (наряду с экономической географией, социальной географией и политической географией) ветвей общественной географии. В России культурная география не оформилась в полной мере в целостную научную дисциплину и представляет собой совокупность научных направлений, близких друг другу по объекту исследования.

Большое влияние на становление культурной географии оказали работы представителей немецкой школы антропогеографии (Ф. Ратцеля и др.), а также французские школы географии человека (П. Видаля де ла Блаша и др.) и немецкого географа А. Гетнера. Основоположником культурной географии принято считать К. Зауэра, создавшего в 1920-е годы американскую школу культурного ландшафта. От антропогеографии культурная география унаследовала две важнейшие научные традиции: так называемую средовую (изучение культурно-географических различий в их связи с условиями природной среды) и традицию пространственного анализа культуры (изучение её территориальной организации и структуры, отношений и связей между её элементами).

Реклама

В отечественной географической науке вплоть до середины 1920-х годов описания культуры разных регионов и местностей, их этнографических особенностей были частью антропогеографических работ. В советский период, особенно с конца 1920-х – начала 1930-х годов, антропокультурные подходы в географии в основном были утрачены. Развитие культурной географии в России, начавшееся в 1980-х годах, опирается на зарубежный научный опыт, связано с исследованиями в области ландшафтоведения, культурного ландшафта и этнологии.

В зависимости от предмета изучения в культурной географии выделяются следующие разделы (субдисциплины). Этническая география (этногеография, этнокультурная география) исследует расселение этносов, этнический состав населения стран и регионов (американские учёные У. М. Колморген, У. Зелински; российские исследователи В. В. Покшишевский, С. И. Брук, В. И. Козлов). В конце 20 века в культурной географии получили также развитие исследования своеобразия этнических процессов в разных странах и регионах, географических особенностей этнических культур и традиций, их связей с природной средой. На стыке этнической географии с этнологией и культурной антропологией развиваются: география традиционной духовной (так называемой народной) культуры (в англоязычных странах известна под названием «folk geography»), которая изучает территориальные особенности народного творчества; география бытовой культуры, исследующая территориальное распространение традиционных типов питания, жилищ, транспортных средств, культурно-географические особенности брачно-семейных отношений и др. Большое значение для формирования в России этнической географии имела концепция хозяйственно-культурных типов (М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров, Б. В. Андрианов и др.).

География языков изучает географические (территориальные) закономерности и особенности распространения лингвистических групп разного порядка (языковые семьи, группы, языки, диалекты, говоры) (смотри Лингвистическая география).

География религий (конфессиональная география) исследует религиозный состав населения регионов и стран, особенности территориальной организации религиозных структур, социокультурные последствия конфессионально-географических различий. Основные теоретические работы в области географии религий созданы в середине и 2-й половине 20 века (французский географ П. Дефонтен, германские исследователи П. Фикелер, К. Тролль, М. Бютнер, М. Швинд, американские учёные Д. Софер, Э. Айзак и др.). В отечественной культурной географии с конца 20 века важнейшим объектом исследований стало конфессиональное пространство России.

Предмет географии искусства – территориальные особенности развития и распространения различных видов художественной деятельности. Важные направления исследований – выявление главных художественных центров в регионах и странах мира, мест зарождения, ареалов и путей распространения различных художественных стилей, различий в размещении центров обучения традиционным и инновационным видам художественной деятельности. Широко распространённая тема работ по географии искусства в современной зарубежной культурной географии – отражение в художественных произведениях реального (или воображаемого) географического пространства. В России география искусства как отдельное направление культурной географии получила развитие в конце 20 – начале 21 века (Ю. А. Веденин и др.).

География массовой культуры как самостоятельное направление исследований развивается в зарубежной культурной географии (особенно англо-американской), рассматривает территориальные различия популярности разных видов спорта, стилей современной музыки, различных течений в современной моде, шоу-бизнесе и др.

География культурной инфраструктуры – смежная субдисциплина на стыке культурной географии и географии сферы услуг, изучает территориальную организацию сети библиотек, музеев и других объектов инфраструктуры культуры.

Во 2-й половине 20 века объектом изучения культурной географии (особенно в США) стали так называемые обыденные, или вернакулярные (от английского vernacular – местный, свойственный для данной местности), районы, которые существуют в самосознании местного населения. Они редко совпадают в своих границах с единицами административно-территориального деления государств, но всегда имеют самоназвание и воспринимаются местными жителями как культурно-целостные территории. В начале 21 века наиболее перспективны исследования в области региональной идентичности, под которой в культурной географии понимается феномен самоидентификации населения с определённой территорией. (О быстроразвивающихся в конце 20 – начале 21 века направлениях культурной географии, изучающих системы представлений о географическом пространстве, смотри в статье Гуманитарная география.)

Исследования в области культурной географии имеют большое прикладное значение, резко возросшее к концу 20 – началу 21 века в условиях глобализации и связанных с ней процессов унификации культуры, нивелировки или утраты локальных культурных традиций и культурных ценностей, размывания и исчезновения самобытных этнокультурных и социокультурных территориальных общностей. Учёт результатов исследований культурной географии важен при разработке стратегий социально-экономического развития стран и регионов, обосновании концепций и выборе конкретных направлений региональной политики. Системы ценностей, типы ментальности, нормы поведения, принятые в тех или иных обществах, традиции хозяйственной этики, экономической и экологической культуры, региональное своеобразие традиционных социокультурных институтов оказывают воздействие на характер экономического развития. Специалисты в области культурной географии участвуют в разработке международных и национальных правительственных программ охраны культурного наследия, предложений по включению культурных объектов в список Всемирного наследия и др.

Лит.: Sauer С. О. The morphology of landscape // University of California Publications in Geography. 1925. №2; Spencer J., Thomas W. Cultural geography: an evolutionary introduction to our humanized earth. N. Y., 1969; Zelinsky W. The cultural geography of the United States. 2nd ed. Englewood Cliffs, 1973; Carter G. Man and the land: а cultural geography. 3rd ed. N. Y., 1975; Jordan Т., Rowntree L. The human mosaic: а thematic introduction to cultural geography. 4th ed. N. Y.; L., 1986; Сущий С. Я., Дружинин А. Г. Очерки географии русской культуры. Ростов-н/Д., 1994; Культурная география / Научный редактор Ю. А. Веденин, Р. Ф. Туровский. М., 2001; Стрелецкий В. Н. Географическое пространство и культура: мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии // Изв. РАН. Сер. географическая. 2002. №4; Claval Р. Geographie culturelle. Une nouvelle approche des soci6t6s et des milieux. Р., 2003; Рагулина М. В. Культурная география: теория, методы, региональный синтез. Иркутск, 2004.

В. Н. Стрелецкий.