Культурный релятивизм

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ, методологический принцип культурной антропологии, предполагающий отказ от оценочного подхода при сравнительном анализе культур и ориентирующий исследователя на понимание ценностей иных культур, на «вживание» в мир «других». Принцип культурного релятивизма в развёрнутой форме был сформулирован Ф. У. Боасом (во многом под влиянием «философии жизни» В. Дильтея) в работе «Антропология и современная жизнь» (1928). С этой точки зрения научное исследование возможно при условии вхождения в изучаемую культуру, понимания её на основе её собственных ценностей, что предполагает отказ от распространённых в европейской культуре оценок. Аналогичную позицию занимал Б. К. Малиновский, призывавший в работах 1920-1930-х годов британскую колониальную администрацию сохранять традиции и осуществлять косвенное управление в традиционных обществах. Значительный вклад в развитие культурного релятивизма внесла Р. Бенедикт, отстаивавшая идею относительности «нормы» при сравнительном анализе традиционных культур в книге «Модели культуры» (1934). Наибольшее значение культурный релятивизм имел для М. Дж. Херсковица. В теоретической работе «Культурная антропология» (1955) он рассматривает культурный релятивизм как методологию познания иных культур, традиционного общества, согласно которой необходимо понять культуру изнутри, в свете её собственных представлений.

Реклама

Кроме методологического, Херсковиц выделяет философский аспект культурного релятивизма, видя его в отказе от линейных схем и признании множественности путей культурного развития, возможности циклических изменений, в том числе возврата к более ранним формам. Основной итог применения культурного релятивизма – признание равноправными культурных ценностей различных народов, самостоятельности и полноценности каждой культуры, принципиальный отказ от этноцентризма и евроцентризма в теории и практической деятельности. Принцип культурного релятивизма имеет также и политическое значение для определения позиции по отношению к традиционным культурам – тенденции либо к их сохранению (вплоть до изоляции), либо к интеграции в современное общество. В медицинской антропологии, транскультурной психиатрии и биологии человека культурный релятивизм способствует отказу от абсолютных, единых для всех народов моделей «нормального функционирования», стремясь к большей детализации и дифференциации особенностей осуществления внутриорганических и этнокультурных процессов.

Лит.: Артановский С. Н. «Культурный» релятивизм в американской этнографии // Современная американская этнография. М., 1963; Аверкиева Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979; Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 2000.

А. А. Белик.