Кумарила бхатта

КУМАРИЛА БХАТТА (около 7 века), индийский религиозный деятель и философ, один из крупнейших представителей мимансы наряду с Прабхакарой Мишрой. Основатель школы бхатта. С именем Кумарила Бхатты связаны многие стороны возрождения брахманизма, и прежде всего победа «ортодоксии» (астика) над буддизмом, непримиримым врагом которого Кумарила Бхатта оставался на протяжении всей жизни. Основные сочинения - «Шлокаварттика» («Критическое разъяснение в шлоках»), «Тантраварттика» («Критическое разъяснение учения»), «Туптика» («Малое толкование») и «Брихаттика» («Большое толкование») - представляют собой комментарии на «Миманса-сутры», а также «Миманса-сутра-бхашью» Шабарасвамина.

В острой полемике с буддистами Кумарила Бхатта отстаивал непогрешимость Вед как единственного источника знания о дхарме: все без исключения истинные положения, например, Ману законы, восходят к Откровению (Шрути), содержащемуся в ведийских текстах. Если же ведийский аналог обнаружить не удаётся, это означает лишь то, что он утерян. Кумарила Бхатта критиковал буддийское учение о всезнании будд и бодхисаттв, противопоставляя ему тезис о ведийском тексте, который в силу отсутствия у него автора содержит универсальное и абсолютно истинное знание. С именем Кумарила Бхатты связана концепция сватах-праманья - априорной самодостоверности всех видов познания, ибо истинность сама по себе не требует проверки - доказывать необходимо лишь наличие ошибки, допущенной в том или ином частном случае. Если бы знание не было истинным само по себе, то один его вид приходилось бы обосновывать посредством другого, другой - с помощью третьего, и так до бесконечности. В контексте антибуддийской полемики Кумарила Бхатта отстаивал и традиционную для реалистических школ концепцию восприятия (пратьякша), считая вслед за вайшешиком Прашастападой, что восприятие протекает в два этапа: сначала индрии запечатлевают предмет, затем происходит его концептуализация (кальпана). Одновременно Кумарила Бхатта отрицал признаваемую некоторыми ортодоксальными школами возможность экстраординарного восприятия, то есть тезис о том, что душа, достигшая освобождения (мокша), может созерцать настоящее и будущее. Философские построения Кумарила Бхатты нацелены на обоснование брахманистского ритуала в противовес всем иным формам религиозности: мокша признаётся лишь как конечная цель обряда. Отвергая буддийские и джайнские представления об ахимсе, Кумарила Бхатта считал допустимым ритуальное убийство животных.

Реклама

Несмотря на победу брахманистской ортодоксии над буддизмом, в произведениях Кумарила Бхатты звучит явный пессимистический мотив, связанный с его резко отрицательным отношением к остальным ортодоксальным школам, таким как санкхья, йога, вишнуизм, шиваитская пашупата, чуждым брахманистской традиции. Он с горечью отмечал, что потеря Шрути происходит постоянно, ибо остаётся всё меньше людей, которым доступен смысл этих священных текстов.

Соч.: Slokavārttika / Transi. G. Jha. Delhi, 1983.

Лит.: Bhatt G. Р. Epistemology of the Bhatta school of Purva Mimansa. [Benares], 1962; Taber J. А Hindu critique of Buddhist epistemology: Kumarila on perception: the «Determination of perception» chapter of Kumarila Bhatta’s Slokavārttika. L.; N. Y., 2005.

Смотри также литературу при статье Миманса.

А. В. Пименов.