Кумыки
КУМЫКИ (самоназвание – къумукъ; аварский лъарагал, даргинское диркьаланти – жители равнины), народ в России. Живут в основном на севере и востоке Дагестана, между реками Терек и Уллучай (запад Бабаюртовского района, Хасавюртовский, Кумторкалинский, Буйнакский, Карабудахкентский, Каякентский районы, север Кайтагского района). Численность 422,4 тысяч человек (2002, перепись), в том числе в Дагестане – 365,8 тысяч человек, в Северной Осетии – 12,6 тысяч человек (в основном в Моздокском районе), в Чечне – 8,9 тысяч человек (в основном в Гудермесском и Грозненском районах), Ставропольском крае – 5,6 тысяч человек, Тюменской области – 12,3 тысяч человек. Живут также в Казахстане, Украине, Туркмении, Азербайджане, Турции и Иордании. Говорят на кумыкском языке; по переписи 1989, 99% кумыков считали его родным языком. Русским языком владеют 90,8% кумыков. Мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба.
Делятся на группы средних, северных и южных кумыков. Средние (буйнакские) кумыки входили в Тарковское шамхальство, с 1867 – в Темир-Хан-Шуринский округ (с 1923 Буйнакский район) Дагестана. Северные (хасавюртовские, засулакские) кумыки населяют Кумыкскую равнину между Тереком и Сулаком. В конце 16 – начале 17 века часть кумыкских феодальных владений отделилась от Тарковского шамхальства и образовала Эндиреевское ханство, в конце 17 века распавшееся на Эндиреевское, Аксаевское и Костековское владения, во главе которых стояли уллу-бии. С 1860 года входили в Кумыкский, с 1871 – в Хасавюртовский округ Терской области. Южные (кайтагские) кумыки входили в уцмийство Кайтаг, с 1860 – в Кайтаго-Табасаранский округ (с 1928 Кайтагский кантон, с 1929 – район). 47% кумыков живут в городах (Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт и др.). По переписи 1926, насчитывали 94,5 тысяч человек.
Реклама
Традиционная культура типична для народов Кавказа (смотри в статье Азия). Занимаются пашенным земледелием (пшеница, ячмень, просо, рис, хлопок, марена, кукуруза), бахчеводством, садоводством, виноградарством. Хлеб вывозили в другие районы Кавказа, марену с 18 века поставляли на фабрики Санкт-Петербурга. В 18 веке стали сеять кукурузу (её семена были принесены в Дагестан паломниками, совершившими хадж, отсюда её кумыкское название хаджай). Были распространены трёхполье, орошение земель. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей (в основном степной тюркской и горной карачаевской пород), были развиты шелководство, рыболовство, пчеловодство, добыча соли, торговля (в том числе с Персией, Арменией, Азербайджаном), производство глазурованной керамики, медной посуды, холодного и огнестрельного оружия, хлопчатых и шёлковых тканей, сукна, ворсовых и безворсовых (дум, сумак) ковров, украшений, шорное ремесло и др. Основные ремесленные центры – Тарки, Казанище, Эндирей и Аксай; в Засулакской Кумыкии изготовляли войлок и кошмы. Традиционная женская одежда – рубаха, шаровары (шалбар) или широкие штаны-юбка (иштан), платье – распашное (бузма, каптал, арсар) с клешёной юбкой и откидными рукавами или закрытое с разрезом (полша) либо вставкой на груди (кабалай, осетинлер), с металлическим поясом (камал), мешкообразная чухта (чуткъу). До 19 века сохранялись родственные объединения (тайпа, кавум, джинс), деление на сословия шамхалов (звание шамхала переходило не от отца к старшему сыну, а к старшему по возрасту из всего рода), крымшамхалов (наследник шамхала), беков, карачай-беков (карачи-беков), чанков, дворян (сала-уздени, или уллу-уздени, дёгерек-уздени, простые уздени), зависимых крестьян (чагар-кул), вольноотпущенных (азат), домашних рабов (до 1868). Существовали аталычество, куначество, соседская взаимопомощь (булка, ортак). Система терминов родства тюркская с кавказскими элементами: бифуркативно-линейный принцип сочетается с описательными конструкциями для патрилатеральных родственников. Генерационный скос типа «омаха» и скользящий счёт поколений, типичные для тюркских народов, утрачены. Сиблинги делятся по полу.
Ислам распространился в Кумыкии в 8-12 веках. Сохраняются следы культа верховного бога Тенгири, вера в демонических существ, космогонические и этиологические легенды, сказки (ёмакълар) и др.
Устное творчество близко культуре других народов Дагестана. Характерны традиционные мужские песни йыр, исполняемые певцом-сказителем йырчи под собственный аккомпанемент на агач-кумузе (щипковый инструмент лютневого типа). Среди них: эпические (наиболее архаичные) – о батырах Айгази, Зоруше, Абдулле, Эльдаруше; героические – о героях 19 века Шамиле, Дели Османе, Махти, Казибеке, о казаках; шуточные и др. Распространён нартский эпос. Обрядовые песни: вызывания дождя (земире, суткъатун), сбора урожая (гюдюрбай), встречи весны (навруз), свадебные (той сарынлар), похоронные (яслар, ваяхлар; шагъалай – причитания, сопровождаемые ритуальным танцем). Характерно хоровое многоголосие бурдонного типа. Песни сарын – подвижные, с чётким ритмом, лирической или шуточной тематикой. Танцы бийив – преимущественно парные, с плавными движениями женщин и разнообразными быстрыми шагами мужчин. В сопровождающий их инструментальный ансамбль могут входить зурна (1 или 2), «кавказская гармоника» арган, бубен теп, барабан накыра. Известны также коллективные танцы (хороводные и др.). Первые записи фольклора (текстов и музыки) опубликованы Т. Бейбулатовым в 1926 году. Среди народных игр – къайкъы («хоккей на траве»), С 14-15 веков складывается старокумыкская литература на северо-кавказском тюрки (на кумыкской диалектной основе), служившем письменным языком для многих народов Северного Кавказа.
Лит.: Гасанов Г. А. Кумыкские йыры и сарыны. М., 1955; Кумыкские песни // Дагестанские народные песни. М., 1959; Агагишиева 3. Некоторые сведения об инструментальной музыке кумыков // Дагестанское искусствознание. Махачкала, 1976; Умаханова А. М. Хореографическое искусство кумыков. Махачкала, 1991; Акбиев А. Кумыки. Махачкала, 1998; Ибрагимов М.-Р. А., Аджиев А. М. Кумыки // Народы Дагестана. М., 2002; Аджиев А. М. Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2005; он же. Кумыкские предания и песни о музыке и песне // Фольклор и музыкальная культура Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 2007; Гаджиева С. Ш. Кумыки: историческое прошлое, культура, быт. Махачкала, 2005.
М. Дж. Каракетов.