Кунау Иоганн

Кунау (Kuhnau) ИоганнКунау (Kuhnau) ИоганнКУНАУ (Kuhnau) Иоганн (крещён 6.4.1660, Гайзинг, Саксония – 5.6.1722, Лейпциг), немецкий композитор, органист, музыкальный писатель. В 1682-88 годах изучал право в Лейпцигском университете. С 1684 органист, с 1701 кантор Школы Святого Фомы в Лейпциге (в этой должности отвечал за исполнение музыки в главных церквах города; его преемник – И. С. Бах).

Среди учеников – К. Граупнер, И. Ф. Фаш. В обширном творческом наследии Кунау преобладают вокальные произведения для лютеранской церкви. Внёс значительный вклад в развитие жанра кантаты, во многом предвосхитив произведения Баха; автор свыше 100 духовных кантат (главным образом для солистов, хора и инструментального ансамбля или оркестра) и близких им сочинений, приуроченных к воскресным и праздничным службам, важным событиям городской жизни (сохранились около 30). Наиболее крупное церковное сочинение Кунау на немецком языке – «Страсти по Марку» (1721, сохранилось частично). Из сочинений на латинские тексты (сохранилось 6) выделяется Магнификат (для 5 солистов, хора и оркестра). Кунау - автор первой в Германии сонаты для клавесина (1692). Сонаты и танцевальные сюиты (тех и других по 14) опубликованы в 4 собраниях: «Новые клавирные упражнения» в 2 частях («Neue Clavier-Übung», 1689 и 1692), «Свежие клавирные плоды, или Семь сонат хорошего изобретения и манеры» («Frische Clavier Früchte, oder Sieben Sonaten von guter Invention und Manier», 1696), «Музыкальное представление некоторых библейских историй в 6 сонатах» («Musikalische Vorstellung einiger biblischer Historien in 6 Sonaten», 1700); последнее, более известное как 6 «Библейских сонат» для клавесина («Борьба Давида с Голиафом», «Давид исцеляет Саула музыкой», «Женитьба Иакова» и др.), - значительная веха в истории программной музыки.

Реклама

Автор музыкально-теоретических работ (в том числе латинского трактата «Основы композиции»); в предисловии к «Библейским сонатам» полемизировал с отдельными положениями аффектов теории (как она дана у А. Кирхера). Среди литературных сочинений известность получил плутовской роман «Музыкальный шарлатан» («Der musicalische Quacksalber», 1700) - острая сатира на музыкальную жизнь Германии конца 17 века (в частности, высмеивается характерная для того времени итальяномания).

Соч.: Музыкальный шарлатан / Пер. Н. Остроумовой. М., 2007.

Лит.: Мünnich R. Kuhnau’s Leben // Sammelbânde der Internationalen Musik-Gesellschaft. 1901/1902. Bd 3; Richter В. F. Verzeichnis von Kirchenmusiken J. Kuhnau’s aus den Jahren 1707-1721 // Monatshefte für Musikgeschichte. 1902. Jg. 34. №10; Arbogast J. Stilkritische Untersuchungen zum Klavierwerk des Thomaskantors J. Kuhnau. Regensburg, 1983; Роллан Р. Комический роман одного музыканта XVII столетия // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. М., 1988. Вып. 3; Остроумова Н. В. И. Кунау. М., 2003; Насонов Р. А. Полемика И. Кунау с А. Кирхером: видимый повод и скрытые причины //Ad musicum: к 75-летию со дня рождения Ю. Н. Холопова. М., 2008.