Кундакунда

КУНДАКУНДА (около 3 век), индийский философ, последователь джайнизма. Кундакунде приписывается авторство 84 сочинений, из которых дошло не более 15. Наиболее значимые – «Правачана-сара», « Самая-сара», «Нияма-сара», «Панчастикая-сара», «Двадаша-анупрекша» – входят в 3-ю часть канона джайнов дигамбарского направления и являются теоретической основой для всей последующей дигамбарской философии. Все сочинения Кундакунды написаны на пракрите (так называемый дигамбари), но имеют и санскритскую версию. При анализе духовной субстанции и её связи с кармической материей Кундакунда делает основной акцент на различении подлинной и обыденной точек зрения, приходя к выводу о том, что осознание нереальности и неподлинности связи души и материи является, по сути, главной целью духовного самосовершенствования и реализацией освобождения (мокши). Одним из первых в истории джайнской философии Кундакунда обосновал «учение о различии атрибутов и модусов» (бхедавада), согласно которому атрибуты (гуна) субстанции (дравья) рассматриваются как её необходимые качества, составляющие в своей совокупности её природу, тогда как модусы (парьяя) суть случайные способы существования или проявления субстанции.

Лит.: Johnson W. J. Harmless souls: karmic bondage and religious change in early Jainism with special references to Umāsvāti and Kundakunda. Delhi, 1995; Железнова Н. А. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. М., 2005.

Н. А. Железнова.