Кунсткамера

КУНСТКАМЕРА, первый публичный музей в Российской империи, естественнонаучный. Кунсткамера основана в Санкт-Петербурге в 1714 году по распоряжению царя Петра I. В основу Кунсткамеры положены личные собрания Петра I, анатомические коллекции, хранившиеся в Главной аптеке, и другие экспонаты. В 1714-18 коллекции размещались в Санкт-Петербурге в Летнем дворце Петра I, в 1718-27 в доме А. В. Кикина – «Кикиных палатах» (открыты для посещения в 1719). Надзор за коллекциями первоначально поручен лейб-медику Р. К. Арескину, а после его смерти в 1719 – Л. Л. Блюментросту (смотри в статье Блюментрост). В 1718-1728 годах на стрелке Васильевского острова для размещения коллекций построено первое в России здание, специально спроектированное для нужд публичного музея. Его венчала башня с моделью армиллярной сферы на куполе (архитекторы Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Г. Киавери; строительство верхнего яруса башни завершено в 1734 М. Г. Земцовым). В башне был установлен Готторпский глобус (уникальный глобус-планетарий – полая вращающаяся сфера, на наружной стороне которой изображена поверхность Земли, а на внутренней – карта звёздного неба), а также размещена астрономическая обсерватория Петербургской Академии Наук (ныне Музей М. В. Ломоносова). По «Проекту учреждения Академии...» (1724) Кунсткамера и размещённая в ней библиотека (ныне Библиотека Российской академии наук) перешли в ведение Петербургской АН. После назначения Блюментроста президентом Академии Наук практическое руководство Кунсткамерой до 1761 осуществлял И. Д. Шумахер. В декабре 1747 при пожаре были утрачены большинство этнографических коллекций Кунсткамеры и Готторпский глобус (воссоздан в 1751 с учётом новых географических открытий), нанесён существенный ущерб самому зданию (в 1754-58 перестроено архитектором С. И. Чевакинским без верхнего яруса башни, воссозданного в 1947-1948 по проекту Р. И. Каплана-Ингеля). В 1766, после ремонта, Кунсткамера открыта для посетителей.

Реклама

КунсткамераНа протяжении 18 века шёл процесс интенсивного поступления новых коллекций в Кунсткамеру. Среди первых - естественное собрание «животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений из Ости Вест-Индии» амстердамского аптекаря А. Себы, собрание анатомических препаратов голландского врача и анатома Ф. Рейса (приобретены Петром I), тератологическое собрание, формировавшееся в соответствии с указом Петра I 1718 «О приносе родившихся уродов...» за вознаграждение, и др. В 1720-х годах в Кунсткамеру поступило обширное собрание по этнографии народов Сибири немецкого учёного и путешественника Д. Г. Мессершмидта. Во 2-й половине 1730-х годов в Кунсткамеру передана коллекция математических и механических инструментов, монет и медалей, собранная Я. В. Брюсом. Богатые коллекции поступили от участников 2-й Камчатской экспедиции 1733-43. В конце 1730-х годов в Кунсткамере велась работа по систематизации коллекций. В 1741 издан иллюстрированный путеводитель по музею «Палаты Санкт-Петербургской императорской академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры...» (2-е издание в 1744), в 1741-45 в 2 томах на латинском языке - каталог экспонатов Кунсткамеры «Musei Imperialis Petropolitani».

После пожара 1747 Академия Наук предприняла меры по восстановлению утраченных коллекций, в частности в середине 1750-х годов в Китай послан лекарь Ф. Л. Елачич. В последней трети 18 века в Кунсткамеру поступили коллекции, собранные участниками Академических экспедиций 1768-74, первые этнографические экспонаты из Японии и Южной Америки, а также Океании и Северо-Западной Америки, собранные 3-й кругосветной экспедицией Дж. Кука. В 1776 году издан каталог коллекций Кунсткамеры «Опыт о Библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной Санкт-Петербургской Академии наук», составленный И. Г. Бакмейстером (на французском языке; русский перевод 1779), а в 1793 – каталог «Кабинет Петра Великого», составленный О. П. Беляевым (на русском языке, части 1-2; 2-е издание, части 1-3, 1800). В 1-й трети 19 века в Кунсткамеру поступили этнографические коллекции, собранные во время кругосветных путешествий И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским (1803-1806), Ф. П. Литке и М. Н. Станюковичем (1826-29) и др.

КунсткамераВо 2-й половине 18 века Кунсткамеру возглавляли видные отечественные учёные П. С. Паллас (1767-71) и С. К. Котельников (1771-97). Последний директор единой Кунсткамеры – Н. Я. Озерецковский (1800-27). Как единый музей Кунсткамера функционировала до первых десятилетий 19 века, когда на её базе были созданы Азиатский музей (1818), Ботанический (1823; ныне Ботанического института РАН имени В. Л. Комарова), Египетский (1825, ныне коллекция в Эрмитаже), Зоологический (1832; ныне Зоологического института РАН), Минералогический (1836; ныне имени А. Е. Ферсмана РАН) музеи, а также в 1836 кабинеты – Этнографический (ныне Антропологии и этнографии музей, функционирующий в историческом здании бывшей Кунсткамеры) и Нумизматический (ныне коллекция в Эрмитаже).

Лит.: Липман А. Петровская кунсткамера. Архитектурно-исторический очерк. М.; Л., 1945; Гинзбург В. В. Анатомическая коллекция Ф. Рюйша в собраниях Петровской Кунсткамеры // Сборник музея антропологии и этнографии. Л., 1953. Т. 14; Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской академии наук. М.; Л., 1953; Ксенофонтова Р. А. Из истории собирания японских коллекций Кунсткамеры (XVIII – начало XIX в.) // Сборник музея антропологии и этнографии. Л., 1969. Т. 25; Шафрановская Т. К. Из истории китайских коллекций Кунсткамеры (Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай в 1753-1756 годы) // Там же; Итс Р. Ф. Кунсткамера. 3-е изд. Л., 1989; Гинзбург Г. И., Гаврилов А. К. История приобретения и каталогизации монетного собрания Георга Людерса // Монеты, медали, жетоны. М., 1996; Кунсткамера: вчера, сегодня, завтра. СПб., 1997. Т. 1-2; Завитухина М. П. Петр I и Сибирская коллекция Кунсткамеры // Из истории петровских коллекций. СПб., 2000; 285 лет петербургской Кунсткамере. СПб., 2000; Карпеев Э. П. Большой Готторпский глобус. СПб., 2003.

В. Н. Кисляков.