Купер Эмиль Альбертович

Купер Эмиль АльбертовичКУПЕР Эмиль Альбертович [1(13).12.1877, Херсон - 16.11.1960, Нью-Йорк], российский дирижёр, скрипач. Сын скрипача и контрабасиста А. Л. Куперштока. В 1892-93 годах брал уроки игры на скрипке у Й. Хельмесбергера-младшего в Вене, в 1891-1896 концертировал как скрипач в Вене, Будапеште, Бухаресте, Стамбуле и др. Дебютировал как дирижёр в 1897 в Киевском оперном театре («Фра-Дьяволо» Д. Ф. Э. Обера), в 1900-07 работал там же.

В 1897-1900 годах дирижёр оперных театров Гельсингфорса (Хельсинки), Одессы, Харькова, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону. С 1907 в Москве. В 1907-09 дирижёр Оперы С. И. Зимина, где руководил постановкой оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (2-я редакция, впервые без купюр, 1908), премьерой оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1909). С 1908 постоянный дирижёр симфонических концертов Московского отделения ИРМО; впервые в Москве исполнил 3-ю симфонию и «Поэму экстаза» А. Н. Скрябина (1909); позднее неоднократно и с неизменным успехом исполнял сочинения Скрябина в разных странах. В 1909-14 дирижёр (с 1912 главный дирижёр) Русских сезонов С. П. Дягилева; эта деятельность принесла Куперу международное признание. В 1910-19 дирижёр московского Большого театра; значительными событиями культурной жизни Москвы стали постановки Купером опер Р. Вагнера на русском языке, а также постановка оперы «Дон Кихот» Ж. Массне с Ф. И. Шаляпиным в заглавной партии. В 1919-24 главный дирижёр Театра оперы и балета в Петрограде (усилиями Купера и А. Н. Бенуа впервые в России здесь поставлен балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1920), в 1921-23 - Петроградской филармонии. В 1919-24 профессор Петроградской консерватории (класс оркестрового дирижирования). В 1924-26 гастролировал в Буэнос-Айресе, Мадриде, Лиссабоне и др.; особый успех имело концертное исполнение оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова в Парижской опере (1926). В СССР Купер не вернулся, в 1926-28 главный дирижёр Национальной оперы Латвии в Риге (смотри Латвийский театр оперы и балета). В 1929-32 дирижёр Чикагской городской оперы. В 1932-39 активно гастролировал, дирижировал на крупнейших оперных и концертных сценах мира. С 1940 жил в США, в 1944-50 работал в нью-йоркской «Метрополитен-опере» (в 1950 дирижировал первой американской постановкой оперы «Хованщина» Мусоргского). С 1950 года дирижёр театра «Оперная гильдия Монреаля», в 1951-60 - симфонического оркестра города Батон-Руж (штат Луизиана, США). Последний концерт Купера (с программой из сочинений русских композиторов) состоялся в 1960. Среди сохранившихся аудиозаписей - оперы «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (1945) и «Джоконда» А. Понкьелли (1946).

Реклама

Кавалер ордена Почётного легиона (1936).

Лит.: Э. Купер: Статьи. Воспоминания. Материалы / Под редакцией Г. Я. Юдина. М., 1988.