Купол

КУПОЛ (итальянский cupola - купол, свод, от латинского cupula, уменьшительное от сира - бочка), пространственная несущая конструкция верхней (преимущественно) части здания или сооружения, по форме близкая к полусфере либо другой поверхности вращения выпуклой наружу кривой вокруг вертикальной оси. От вертикальной нагрузки в куполе возникают горизонтальные усилия (распор), которые передаются на поддерживающую его конструкцию или воспринимаются нижним (опорным) кольцом самого купола. Применяется для перекрытия круглых, эллиптических или многоугольных в плане помещений без дополнительных промежуточных опор.

Купол Купола  из камня и обожжённого кирпича появились в древности, первоначально - в виде так называемых ложных куполов, в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают стенам усилий распора («гробница Атрея» в Микенах, около 1350-1250 до нашей эры). Важное значение получил купол в архитектуре Древнего Рима с развитием клинчатых арок, сводов и особенно после изобретения бетона. Перекрывая без опор большое помещение в центрических сооружениях, купол усиливал его роль в архитектурной композиции, придавал ему простор и торжественную величественность, нередко образно выражая идею силы и незыблемость религиозных представлений (грандиозный кессонированный купол Пантеона в Риме). В византийской архитектуре широко применялись купола на тромпах и парусах (появившихся ещё в зодчестве Древнего Рима и Ирана эпохи Сасанидов), что позволяло возводить купола над помещением с любой конфигурацией плана (Святой Софии храм в Константинополе). В средние века разнообразные по конструкции купола в Европе и на Кавказе возводили главным образом в храмах крестово-купольной системы [например, храм Джвари близ Мцхеты (Грузия), церковь Святого Рипсимэ в Эчмиадзине (Армения)], а в феодальных государствах Средней Азии и Ближнего Востока купола применялись для перекрытия центрических зданий.

Реклама

С осознанием роли купола не только в интерьере, но и во внешнем облике здания изменяются наружные очертания купола относительно внутренних, а затем над ним появляются внешние оболочки (отличающиеся по очертаниям от собственно купола), обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (ранний пример - купол Святого Марка собора в Венеции, 9-11 века). Купола  с внешними оболочками, завершавшие обычно вертикальные объёмы культовых зданий и созданные с учётом архитектурного или природного окружения, получили широкое распространение в исламском зодчестве (мечети: Купол скалы в Иерусалиме, конец 7 века; Биби-Ханым в Самарканде, 1399-1405, имеющая внешний и внутренний купол, и др.) и в русской средневековой архитектуре (Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Великом Новгороде, середина 11 века; храмы владимиро-суздальской школы, 12 - 1-я половина 13 века).

Купол В эпоху Возрождения трактовка купола как градостроительной доминанты распространяется в архитектуре Западной Европы - начиная с купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (1417-71, архитектор Ф. Брунеллески), где впервые двойная оболочка купола связана каменными рёбрами жёсткости и деревянными кольцами в единую конструкцию, и заканчивая куполом Святого Петра собора в Риме (1506-1614, архитектор Микеланджело). Купола  часто завершали культовые здания и в эпоху барокко и классицизма 17-18 веков. С конца 18 века купола стали использоваться в светских постройках.

Со 2-й половины 19 века вместо кирпичных и каменных куполов, недостатками которых являются большой собственный вес и трудоёмкость возведения, всё шире применяются купола с металлическим каркасом (впервые по проекту архитектора О. Р. де Монферрана для купола Исаакиевского собора) и остеклением (купол Алъберт-холла в Лондоне), купол из дерева и железобетона. В 20 веке с появлением тонкостенных сводов-оболочек, а также с развитием металлических конструкций (новый купол здания Рейхстага в Берлине, 1994-99, Н. Фостер), монолитного и сборного железобетона резко увеличилось многообразие конструкций и форм куполов: появились купола ребристые, ребристо-кольцевые, с волнистой внутренней поверхностью, а также «геодезические» Р. Б. Фуллера (диаметром до 150 м), сборные замоноличенные купола П. Л. Нерви и др. С середины 20 века сооружаются новые типы куполов: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой (летний павильон художественной галереи «Серпентайн» в Лондоне, 2006, архитектор Р. Колхас) и др. Смотри также Глава.

Лит.: Smith Е. В. The dome. Princeton, 1950; Miiller Р. Die Kuppeln von Rom. Кôln, 2001; Stephenson D., Hammond V., Davil К. F. Visions of heaven: the dome in European architecture. N. Y., 2005.

В. Ф. Маркузон.