Куприн Александр Иванович

Куприн Александр Иванович КУПРИН Александр Иванович [26.8(7.9).1870, г. Наровчат Пензенской губернии - 25.8.1938, Ленинград], русский прозаик. Из дворян. Отец Куприна - коллежский регистратор; мать - из древнего рода татарских князей Кулунчаковых. Рано лишился отца; воспитывался в московском Разумовском пансионе для сирот.

Окончил кадетский корпус (1888), затем Александровское военное училище (1890; оба - в Москве); служил пехотным офицером.

После выхода в отставку в чине поручика (1894) сменил ряд профессий: работал землемером, лесным объездчиком, управляющим имением, суфлёром в провинциальной актёрской труппе и др. Многие годы сотрудничал в газетах Киева, Ростова-на-Дону, Одессы, Житомира.

Первая публикация - рассказ «Последний дебют» (1889). Рассказ «Дознание» (1894) открыл серию военных рассказов и повестей Куприна («Куст сирени», 1894; «Ночлег», 1895; «Прапорщик армейский», «Брегет», оба - 1897; и др.), отразивших впечатления писателя от военной службы. Поездки Куприна по Южной Украине явились материалом для повести «Молох» (1896), в центре которой тема промышленной цивилизации, обезличивающей человека; сопоставление плавильной печи с языческим божеством, требующим человеческих жертвоприношений, призвано предупредить об опасности поклонения техническому прогрессу. Литературную известность принесла Куприну повесть «Олеся» (1898) - о драматичной любви выросшей в лесной глуши девушки-дикарки и приехавшего из города начинающего писателя. Герой ранних произведений Куприна - человек с тонкой душевной организацией, не выдерживающий столкновения с социальной действительностью 1890-х годов и испытания большим чувством. Среди других сочинений этого периода: «полесские рассказы» «В лесной глуши» (1898), «На глухарей» (1899), «Оборотень» (1901). В 1897 вышла первая книга Куприна - «Миниатюры». В том же году Куприн  познакомился с И. А. Буниным, в 1900 - с А. П. Чеховым; с 1901 участвовал в телешовских «средах» - московском литературном кружке, объединявшем писателей реалистического направления. В 1901 году Куприн переехал в Санкт-Петербург; сотрудничал во влиятельных журналах «Русское богатство» и «Мир Божий». В 1902 году познакомился с М. Горьким; печатался в инициированной им серии сборников книгоиздательского товарищества «Знание», здесь в 1903 году вышел в свет 1-й том рассказов Куприна. Широкую популярность Куприну принесла повесть «Поединок» (1905), где неприглядная картина армейского быта с царящими в нём муштрой и полусознательной жестокостью сопровождается размышлениями об абсурдности существующего миропорядка. Публикация повести совпала по времени с поражением российского флота в русско-японской войне 1904-05, что способствовало её общественному резонансу. Повесть была переведена на иностранные языки и открыла имя писателя для европейского читателя.

Реклама

В 1900-х - 1-й половине 1910-х годов были опубликованы наиболее значительные произведения Куприна: повести «На переломе (Кадеты)» (1900), «Яма» (1909-15); рассказы «Болото», «В цирке» (оба 1902), «Трус», «Конокрады» (оба 1903), «Мирное житие», «Белый пудель» (оба 1904), «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни» (оба 1906), «Гамбринус», «Изумруд» (оба 1907), «Анафема» (1913); цикл очерков о рыбаках Балаклавы - «Листригоны» (1907-11). Восхищение силой и героизмом, острое ощущение красоты и радости бытия побуждают Куприна к поиску нового образа - цельной и созидательной натуры. В сочетании с характерным для Куприна протестом против бесчеловечности узаконенных форм социальной жизни этот поиск привёл к трансформации купринского героя, который теперь совмещает в себе принадлежность к рискованной, «романтической» профессии (циркача, авиатора, офицера и т.п.) со смирением «маленького человека». Теме любви посвящены повесть «Суламифь» (1908; по мотивам библейской Песни Песней) и «Гранатовый браслет» (1911) - трогательный рассказ о безответной и самоотверженной любви мелкого телеграфиста к супруге высокопоставленного чиновника. Куприн пробовал себя и в научной фантастике: герой повести «Жидкое солнце» (1913) - гениальный учёный, получивший доступ к источнику сверхмощной энергии, но скрывающий своё изобретение из опасений, что оно будет употреблено для создания смертоносного оружия.

В 1911 году Куприн  переехал в Гатчину. В 1912 и 1914 годах совершил путешествия во Францию и Италию. С началом 1-й мировой войны вернулся в армию, однако уже в следующем году был демобилизован по состоянию здоровья. После Февральской революции 1917 года редактировал эсеровскую газету «Свободная Россия», несколько месяцев сотрудничал с издательством «Всемирная литература». После Октябрьской революции 1917 года, которую не принял, вернулся к публицистике. В одной из статей Куприн  выступил против расстрела великого князя Михаила Александровича, за что был подвергнут аресту и кратковременному заключению (1918). Попытки писателя сотрудничать с новой властью не дали желаемых результатов. Примкнув в октябре 1919 года к войскам Н. Н. Юденича, Куприн  добрался до Ямбурга (с 1922 Кингисепп), оттуда через Финляндию до Парижа (1920). В эмиграции были созданы: автобиографическая повесть «Купол св. Исаакия Далматского» (1928), повесть «Жанета. Принцесса четырёх улиц» (1932; отдельное издание - 1934), ряд ностальгических рассказов о дореволюционной России («Однорукий комедиант», 1923; «Тень императора», 1928; «Царёв гость из Наровчата», 1933) и др. Для произведений эмигрантского периода характерны идеалистические образы монархической России, патриархальной Москвы. В автобиографическом романе «Юнкера» (печатался по главам в 1928-32; отдельное издание - 1933) Куприн  вновь обратился к воспоминаниям о годах учёбы в Александровском училище, однако теперь дореволюционная жизнь предстала овеянной ореолом поэзии. Среди других сочинений: повесть «Звезда Соломона» (1917), рассказ «Золотой петух» (1923), циклы очерков («Киевские типы», 1895-98; «Юг благословенный», «Париж домашний», оба 1927, и др.), литературные портреты, рассказы для детей, фельетоны. В 1937 году Куприн  вернулся в СССР.

В творчестве Куприна дана широкая панорама российской жизни, охватывающая почти все слои общества 1890-1910-х годов; традиции бытописательской прозы 2-й половины 19 века сочетаются с элементами символизма. В ряде произведений воплотилось тяготение писателя к романтичным сюжетам и героическим образам. Прозу Куприна отличает изобразительность, динамичность сюжета, психологическая достоверность в обрисовке характеров, насыщенность бытовыми подробностями, колоритный, включающий арготизмы язык.

Многие произведения Куприна экранизированы; по повести «Поединок» создан балет («Подпоручик Ромашов», музыка В. А. Гаврилина; постановка Б. Я. Эйфмана, 1986).

Соч.: Полн. собр. соч.: В 9 т. СПб., 1912-1915; Собр. соч.: В 9 т. М., 1970-1973; Голос оттуда: 1919-1934 / Сост., вступ. ст. и прим. О. С. Фигурновой. М., 1999.

Лит.: Куприна-Иорданская М. К. Годы молодости: Воспоминания о А. И. Куприне / Вступ. ст. В. Г. Лидина. Прим. Л. И. Давыдовой. М., 1966; Крутикова Л. В. А. И. Куприн. Л., 1971; Афанасьев В. А. И. Куприн. Критико-биографический очерк. 2-е изд. М., 1972; Luker N. J. А. Kuprin. Boston, 1978; Куприна К. А. Куприн - мой отец. 2-е изд. М., 1979; Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна, 1883-1907. 2-е изд. Минск, 1983; он же. Творческий путь А. И. Куприна. 1907-1938. 2-е изд. Минск, 1987.

Е. А. Дьякова.