Кураев Михаил Николаевич

КУРАЕВ Михаил Николаевич (родился 18.6.1939, Ленинград), русский прозаик, сценарист, литературный критик. По окончании театроведческого факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (1961) работал в сценарном отделе киностудии «Ленфильм» (до 1988).

Дебютировал в печати в 1965 году. Литературную известность Кураеву принесла повесть «Капитан Дикштейн: Фантастическое повествование о мятежном кондукторе» (1987), обращённая к традициям Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского (тема «маленького человека», вторжение фантастического в обыденную реальность). Одна из главных тем Кураева - Санкт-Петербург, который писатель называет «законченным художественным произведением». Повесть «Ночной дозор: Ноктюрн на два голоса при участии стрелка ВОХР тов. Полуболотова» (1988) воссоздаёт образ демонического города, чья двойственная сущность (сочетание красоты и зла) отражается во внутреннем мире героев. Мотив двойничества и «петербургский миф» продолжают развиваться в «криминальной сюите» «Зеркало Монтачки» (1993). В повестях «Маленькая семейная тайна» (1990), «Петя по дороге в царствие небесное» (1991), «Блокада» (1994) варьруется тема смерти как способа выйти из пошлой повседневности. В романе «Жребий № 241» (1995) Кураев сквозь призму биографий своих дедушки и бабушки анализирует историческую ситуацию России рубежа 19-20 века. Размышления Кураева о русской истории нашли отражение и в книге «Путешествие из Ленинграда в Санкт-Петербург» (1996).

Среди других произведений: эссе о Чехове («Чехов с нами?», 1990; «Кто войдёт в дом Чехова?», 1993), публицистика, киносценарии. Государственная премия Российской Федерации (1998).

Соч.: Питерская Атлантида: Повести и рассказы. СПб., 1999; Приют теней: Повести, рассказы, роман. М., 2001; Свидетели неизбежного. СПб., 2005; Похождения Кукуева. Сентиментальное путешествие. Иркутск, 2007.

Лит.: Кураев М.: Литературное досье. СПб.; Рязань, 2004; Богданова О. В., Савельева А. В. Художественный мир М. Кураева. СПб., 2008.

Л. Н. Дмитриевская.