Куранты

КУРАНТЫ (от французского courant - бегущий), часы с боем и/или с музыкой. Разновидность механических музыкальных инструментов. Конструкция основана на соединении часового механизма с набором колоколов или колокольчиков. С основным храповиком часового хода соединён цилиндр (барабан), покрытый штифтами, который в необходимый момент времени освобождается от стопора и начинает вращаться; штифты приводят в движение молоточки, ударяющие в определённой последовательности по колоколам. Колокола могут быть как свободно висящими (башенные куранты), так и неподвижными (в интерьерных курантах - многоярусные или вложенные друг в друга). Производимые звучания - от обычного часового боя до развёрнутых музыкальных фрагментов (в зависимости от числа колоколов и сложности программы - штифтовки барабана). Издавна строились куранты с разнообразными и запоминающимися мелодиями, которые менялись в течение суток или исполнялись только в определённые часы. Основная функция курантов - сигнальная.

В Западной Европе башенные куранты распространялись с начала 15 века (устанавливались на колокольнях, кампанилах, башнях ратуш и др.), интерьерные и портативные (карманные, наручные) - с конца 15 - начала 16 века. Многие мелодии башенных курантов пользовались значительной популярностью среди городского населения (например, мелодия «Братец Яков» стала народной песней во Франции и Германии). В 16-18 веках центрами производства башенных курантов были Голландия и Бельгия. Со временем многие башенные куранты приобрели значение городских эмблем, например куранты на Часовой башне (Биг-Бен) здания Парламента в Лондоне («вестминстерские куранты»; открыты в 1859). В 17-19 веках лидер по изготовлению комнатных и портативных курантов - Великобритания.

Реклама

В России первые башенные часы с боем установлены в 1404 году в Московском Кремле. В 1625 на Спасской (Фроловской) башне Кремля построены первые куранты с музыкой (русские мастера под руководством английского мастера Христофора Головея; в 1628, 1668 восстанавливались после пожаров). При царе Алексее Михайловиче куранты появились во многих значительных городах и монастырях. По заказу Петра I куранты с музыкой были изготовлены в Голландии и установлены в Санкт-Петербурге и Москве, в том числе на Спасской башне (1706, пострадали при пожаре в 1737). Восстановленные в 1767-1770 по Указу Екатерины II, куранты на Спасской башне в 1812 были повреждены пожаром, в 1815 году отремонтированы. В 1851-1852 Спасские куранты перестроены мастерской братьев И. Н. и Н. Н. Бутеноп (конструкция действует поныне), около 40 колоколов озвучивали избранные императором Николаем I мелодии: «Коль славен наш Господь в Сионе» Д. С. Бортнянского и марш Преображенского полка. Та же мастерская отремонтировала куранты Петропавловского собора Санкт-Петербурга (1858) и выпустила несколько десятков курантов для других российских городов. Среди отечественных производителей курантов - петербургские, нижегородские, уральские мастера.

После Октябрьской революции 1917 года действующими оставались только куранты Петропавловского собора в Петрограде (воспроизводили «Интернационал») и куранты Спасской башни в Москве (повреждены в 1917 артиллерийским снарядом, отреставрированы в 1918 по указанию В. И. Ленина; часовой мастер Н. В. Беренс). Спасские (Кремлёвские) куранты с 1918 воспроизводили «Интернационал» (до 1938) и революционную песню «Вы жертвою пали» (до 1932; штифтовка барабанов произведена художником М. М. Черемных). До 1937 часы на Спасской башне заводились вручную, затем смонтирован электрический привод, механизм полностью электрифицирован. Ныне механизм боя Кремлёвских курантов включает 9 колоколов, отбивающих четверти часа, и один колокол, отбивающий полный час (этот колокол массой 2160 кг сохранился от курантов, установленных при Екатерине II, отлит в 1769 мастером С. Можжухиным). Соединённые кабелем с контрольными часами Московского астрономического института имени П. К. Штернберга, кремлёвские часы показывают точное московское время.

В русской литературной традиции до середины 20 века словом «куранты» обозначался также карийон.

Лит.: Пухначев Ю. В. Загадки звучащего металла. М., 1974; Пипуныров В. П., Чернягин Б. М. Развитие хронометрии в России. М., 1977; Пипуныров В. Н. История часов с древнейших времен до наших дней. М., 1982.