Курбас Александр Степанович

КУРБАС Александр Степанович (Лесь; полное имя Александр Зенон) [25.2(9.3).1887, Самбор, Австро-Венгрия - 3.11.1937, Сандармох, близ города Медвежьегорск], украинский режиссёр, актёр, театральный деятель, народный артист УССР (1925). В 1907-08 годах учился в Венском университете, затем - в Львовском университете. В организованных им труппах - «Тернопольские театральные вечера» (Тернополь, 1915-1916), «Молодой театр» (Киев, 1917-19); «Кийдрамте» («Киевский драматической театр», Белая Церковь - Умань, 1920-21), «Березиль» (Киев, 1922-26; Харьков, 1926-33, с 1935 Харьковский украинский драматический театр имени Т. Г. Шевченко) - осваивал опыт европейского сценического искусства, заложил основы нового украинского театра. В русле реформ А. Аппиа и Г. Э. Г. Крэга модернизировал сценическую среду, переосмысливая в своих спектаклях стили различных художественных течений и эпох: натурализма («Чёрная Пантера и Белый Медведь» В. К. Винниченко, 1917), символизма («Этюды» А. Олеся, 1917), импрессионизма («Ийола» Е. Жулавского, 1918), античности («Царь Эдип» Софокла, 1918), Средневековья и Просвещения («Горе лжецу» Ф. Грильпарцера в стиле комедии дель арте, «Вертеп» в стиле украинской школьной драмы; оба 1918), экспрессионизма («Иван Гус» Т. Г. Шевченко, 1919), романтизма («Гайдамаки» Шевченко, 1920) и др. Модернизируя формы карнавального театра и опираясь на новейшие исследования в области интуиции и психоанализа, Курбас создал собственную формулу актёра как «разумного Арлекина», то есть способного к трагикомической буффонаде и эксцентрике интеллектуала. Воспитал плеяду украинских актёров, среди которых: А. М. Бучма, М. М. Крушельницкий, Н. М. Ужвий.

Реклама

Курбас Александр СтепановичНаиболее полно режиссёрские и этические идеи Курбаса воплотились в практике театра «Березиль». Классикой сценического экспрессионизма стал спектакль «Газ» Г. Кайзера (1923). В инсценировке романа «Джимми Хиггинс» Э. Б. Синклера (пьеса Курбаса, 1923), стремясь найти адекватный сценический язык для выражения пограничных состояний человеческой психики, Курбас использовал монтажный принцип кинематографа. Лучшие спектакли режиссёр поставил в содружестве с драматургом М. Г. Кулишом и художником В. Меллером: «Народный Малахий» (1928), «Мина Мазайло» (1929), «Маклена Граса» (1933). Курбас исследовал процессы в обществе, где недооценена человеческая индивидуальность и роль творческой личности. В 1933 году Курбас был снят с руководства театром «Березиль». В ГОСЕТе работал с С. М. Михоэлсом над заглавной ролью в трагедии «Король Лир» У. Шекспира (именно эта концепция неизменённой вошла позднее в спектакль С. Э. Радлова). В конце 1933 арестован, сослан на Соловки. В Соловецком лагере особого назначения руководил театром Беломорско-Балтийского канала, поставил «Интервенцию» Л. И. Славина (1935). В Соловецком кремлёвском театре - «Ученик дьявола» Б. Шоу, «Аристократы» Н. Ф. Погодина (1936-1937). Автор сценария и режиссёр фильмов «Макдональд», «Вендетта» (оба 1924), «Арсенальцы» (1925). Преподавал в музыкально-драматических институтах Киева (1922-26) и Харькова (1926-33). Расстрелян. Реабилитирован в 1957 году.

Соч.: Філософія театру. Київ, 2001.

Лит.: Гірняк Й. Спомини. Нью-Йорк, 1982; Ревуцький В. Нескорені березільці. Нью-Йорк, 1985; Л. Курбас. Статьи и воспоминания о Л. Курбасе. Литературное наследие. М., 1987; Волицька I. Театральна юність Л. Курбаса. Львів, 1995; Веселовська Г. І. Дванадцять вистав Л. Курбаса. Київ, 2004; Makaryk I. R. Shakespeare in the undiscovered bourn: L. Kurbas, ukrainian modernist, and early Soviet cultural politics. Toronto Buffalo, 2004; Корниенко Н. Режиссерское искусство Л. Курбаса. Реконструкция. К., 2005; Коршенко Н. Л. Курбас: репетиція майбутнього. Київ, 2007; Танюк Л. М. Крушельницький: школа образного перевтілення, заповідана Л. Курбасом. Київ, 2007; он же. Талан i талант Л. Курбаса. Київ, 2007; Курбасівські читання. Київ, 2007. Вып. 2.

Н. Н. Корниенко.