Курбе Гюстав

КУРБЕ (Courbet) Гюстав (Жан Дезире Гюстав) (10.6.1819, Орнан - 31.12.1877, Ла-Тур-де-Пельз, Швейцария), французский живописец. Из семьи зажиточного фермера. Первые уроки живописи получил в Орнане у отца Бо (ученика А. Ж. Гро), в 1837-39 обучался в художественной школе в Безансоне у Ш. А. Флажуло (ученика Ж. Л. Давида). В 1839 году отправился в Париж, где недолго обучался в академиях Сюиса и Лапена, изучал картины старых мастеров в Лувре (преимущественно испанских - Д. Веласкеса, Х. де Риберы, Ф. Сурбарана). В ранний период пишет пейзажи (в пастозной манере) родной провинции Франш-Конте, также композиции на религиозные и литературные сюжеты («Лот с дочерьми», 1841, частное собрание, Париж; «Вальпургиева ночь», около 1841, не сохранилось). Лучшими работами молодого Курбе были портреты его близких и особенно «романтизированные» автопортреты, которыми он впервые заявляет о себе в Салоне («Человек с чёрной собакой», 1842, Музей Пти-Пале, Париж; «Раненый», 1844, Музей Opce, Париж; «Счастливые влюблённые», 1844-45, Музей Пти-Пале; «Человек с трубкой», около 1847-48, Музей Фабра, Монпелье).

Реклама

В 1846 году Курбе посетил Нидерланды; огромное впечатление, которое произвели на него произведения Ф. Халса и Рембрандта, укрепляют Курбе в поисках реалистического пути в искусстве («запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке»). Художник испытал сильное влияние идей П. Ж. Прудона. В отличие от французского романтизма с его влечением к неординарному и экзотическому, в картинах Курбе предстают обыкновенные люди, занятые обыденными делами; вместе с тем его полотнам свойственна героическая приподнятость, а героям - значительность. Мастер пишет на холстах большого размера, изображая фигуры почти в натуральную величину: «Послеобеденный отдых в Орнане» (1849, Музей изящных искусств, Лилль), «Дробильщики камня» (1849, не сохранилось), «Веяльщицы» (1855, Музей изящных искусств, Нант). Грандиозное полотно «Похороны в Орнане» (1849-50, Музей Opce, Париж) - одно из самых значительных произведений французского реализма 19 века - подобно монументальной фреске, запечатлевшей жизнь французской провинции. В 1850-1870-х годах Курбе создаёт жанровые композиции, натюрморты, пейзажи: «Деревенские барышни» (1851-52, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Купальщицы» (1853), «Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе!», 1854; обе - Музей Фабра, Монпелье).

Курбе (Courbet) Гюстав

Каждая новая работа Курбе вызывала дискуссии в прессе; вокруг мастера объединялись художники реалистического направления, однако официальные художественные круги относились к нему с открытой враждебностью. В Салон, приуроченный ко Всемирной выставке 1855 в Париже, не были приняты «Похороны в Орнане» и программная картина «Ателье» (1855, Музей Opce), названная Курбе «реальной аллегорией». В ответ художник соорудил рядом с территорией выставки временный «Павильон реализма» и устроил в нём персональную выставку, выпустив каталог с изложением принципов своего искусства («Манифест реализма»). В 1860-х годах Курбе много путешествовал по Франции и за границей; в маринах («Бушующее море», 1870, Музей Орсе) воссоздал образ морской стихии - грозной, неподвластной человеку и великолепной в своём буйстве. Занимался также графикой и скульптурой.

В период Парижской коммуны (1871) Курбе был делегатом мэрии, возглавлял федерацию художников. После подавления Коммуны власти Третьей республики возбудили против Курбе судебный процесс, выдвинув ему ложное обвинение в участии в разрушении Вандомской колонны. Он был осуждён, заключён в тюрьму и приговорён к огромному штрафу. Вынужденный эмигрировать в Швейцарию (1873), художник умер в изгнании.

Соч.: Courbet raconté par lui-même et par ses amis / Éd. Р. Courthion. Gen., 1948-1950. Vol. 1-2; Courbet’s Letters / Ed. Р. ten-Doesschate Chu. Chi., 1992.

Лит.: Aragon L. L’Exemple de Courbet. Р., 1952; Тихомиров А. Н. Г. Курбе. М., 1965; Г. Курбе. Письма, документы, воспоминания современников. М., 1970; Lindsay J. Courbet: his life and art. Bath; L., 1973; Foucart В. Courbet. N. Y., 1977; Fermer R. La vie et l’œuvre de G. Courbet. Lausanne; Р., 1977-1978. Vol. 1-2; Rubin J. Н. Realism and social vision in Courbet and Proudhon. Princeton, 1980; Калитина Н. Н. Г. Курбе: Очерк жизни и творчества. М., 1981; Faunce S., Nochlin L. Courbet reconsidered. N. Y., 1988; Herding К. Courbet: to venture independence. New Haven; L., 1991; Мак Г. Г. Курбе. М., 2002.

В. В. Стародубова.