Курочкин Василий Степанович

Курочкин Василий СтепановичКУРОЧКИН Василий Степанович [28.7(9.8).1831, Санкт-Петербург - 15(27).8.1875, там же], русский поэт, переводчик, публицист. Сын крестьянина-вольноотпущенника, выслужившего потомственное дворянство. Учился в 1-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге; в 1846 поступил в Дворянский полк, где познакомился с Д. Д. Минаевым. Дебютировал в печати стихотворением по случаю юбилея великого князя Михаила Павловича (1848). Был гренадерским офицером; выйдя в отставку (1853), определился на гражданскую службу, которую оставил в 1856. В 1857-1858 годах вёл периодическое фельетонное обозрение в газете «Санкт-Петербургские ведомости». В 1859 основал и редактировал (до 1865 совместно с художником-карикатуристом Н. А. Степановым) сатирический журнал «Искра». В 1861 за границей встречался с А. И. Герценом и Н.П. Огарёвым. Вступил в общество «Земля и воля» 1860-х годов; в 1862 стал одним из его руководителей. В 1866 арестован в связи с покушением Д. В. Каракозова на императора Александра II; около 3 месяцев провёл в Петропавловской крепости.

Реклама

Блестящий поэт сатирического направления, Курочкин испытал влияние Н. А. Некрасова, продолжив начатую им линию освоения нового для поэзии «непоэтического» материала. С творчеством Курочкина связано зарождение в России сатирической публицистической поэзии, мгновенно откликавшейся на злободневные политические и литературные проблемы: многие стихотворения первоначально были органической частью его статей и фельетонов. Для создания комического эффекта Курочкин иронически использовал известные литературные произведения как «оболочку» для пародии или фельетона [«Два скандала (Сцена из комедии "Горе от ума", разыгранная в 1862 году)», 1862; «Новый Пантелей-целитель (Подражание старому "Пантелею-целителю" графа А. К. Толстого)», 1875, и др.]; прибегал к цитатам, помещая их в контекст, по смыслу противоположный первоначальному; давал стихам пародийные подзаголовки - «элегия», «идиллия», «легенда», контрастирующие с их содержанием; обращался к приёму «маски», повествуя от имени подставного лица («Письмо об России Фукидзи-Жен-Ициро к другу его Фукуте-Чао-Цее-Цию», 1862). Язык остроумных и язвительных стихов Курочкина интонационно и лексически максимально приближен к разговорному: «Ни в мать, ни в отца» (1853), «Двуглавый орёл» (1857), «Знаки препинания», «Жалоба чиновника» (оба 1859), «Идеальная ревизия», «Дилетантизм в литературе», «Дилетантизм в науке» (все 1860) и др.

Широкую известность Курочкину принесли переводы П. Ж. Беранже, объединённые в 1858 году в сборник «Песни Беранже». Тексты Беранже Курочкин нередко перерабатывал, актуализируя и приближая к реалиям русской жизни («Навуходоносор», «Господин Искариотов», «Кукольная комедия», «Соловьи», «Сон бедняка» и др.). Многие из них, насыщенные разговорными оборотами и каламбурами, воспринимались как оригинальные русские произведения. Некоторые стихи Курочкина положены на музыку А. С. Даргомыжским («Мчит меня в твои объятья», «Старый капрал», «В разлуке»), М. П. Мусоргским («В разлуке»).

Автор сатирической комедии в стихах для театра марионеток «Принц Лутоня» (опубликована в 1880) по мотивам комедии М. Монье.

Соч.: Собрание стихотворений. М., 1947; Стихотворения. Статьи. Фельетоны. М., 1957; Поэты «Искры». Л., 1987. Т. 1.

Лит.: Ямпольский И. Г. Сатирическая журналистика 1860-х годов. Журнал революционной сатиры «Искра» (1859-1873). М., 1964; Скатов Н. Н. Н. Н. Некрасов. Современники и продолжатели. Очерки. М., 1986.

Ю. И. Минералов.