Курсави Абд ан-Насир

КУРСАВИ (аль-Курсави) Абд ан-Насир ибн Ибрахим аль-Булгари (1776/77, деревня Курса Казанского уезда Казанской губернии - 1812, Стамбул), татарский богослов и правовед, основоположник исламского реформаторства в Волго-Уральском регионе. Учился у различных учёных и суфиев сначала в Поволжье, затем в Бухаре, где в 1802 и 1808 вступил в конфликт с местными улемами, объявившими его еретиком за критику традиционалистского калама. Под угрозой смертной казни Курсави пришлось публично отказаться от своих убеждений; его сочинения были запрещены. После возвращения на родину недолго был муллой в Курсе, но вновь подвергся гонениям. Скончался во время совершения хаджа в Мекку.

Свои взгляды Курсави изложил в сочинениях на татарском и арабском языках. Наиболее известны; «Шарх джадид ли-ль-Акаид» - комментарии Курсави к матуридитской акиде Умара ан-Насафи; трактат по мусульманскому праву «аль-Иршад ли-ль-ибад» («Руководство для слуг [Божьих]»); неоконченный перевод Корана на татарский язык, продолженный учеником Курсави - Нуманом ибн Амиром ас-Самани и изданный в Казани под названием «Хафтияк тафсири» (1861, 1905, 1991). Курсави не отрицал матуридитской школы богословия (смотри Матуридизм) и ханафитского права, господствовавших в Поволжье и Средней Азии, но призывал вернуться к первоначальному исламу времён пророка Мухаммеда. В области права Курсави отстаивал возможность самостоятельного изучения Корана и Сунны для разрешения религиозно-правовых вопросов (иджтихад).

При жизни Курсави не получил признания и не создал школы из-за своей ранней смерти. Во 2-й половине 19 века, благодаря поддержке популяризировавшего его работы Шихаб ад-Дина аль-Марджани, идеи Курсави были развиты сторонниками джадидизма в Волго-Уральском регионе.

Лит.: Абдуллин Я. Татарская просветительская мысль. Казань, 1976; Kanlidere А. Reform within Islam. Ist., 1997; Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане. Казань, 2008. М. Кемпер.