Курши

КУРШИ (литовский Kursiai, латышский Curoni, древнеисландский Кürir, немецкий die Kuhren, древнеславянский Корсь), западнобалтский народ. На рубеже 6-7 веков занимали побережье нынешней Западной Литвы и юго-западной Латвии между современными городами Клайпеда и Лиепая. В 10-11 веках курши заселили Куршскую косу (с присутствием курши связан поздний строительный горизонт гавани викингов в урочище Кораллен-Берг и грунтовой могильник Штангенвальде). К 11-12 веку курши распространили своё влияние в юго-западном направлении, вплоть до мыса Таран (ныне Калининградская область).

Курши Основные занятия курши - земледелие и скотоводство, развивались ремёсла. Курши  были умелыми мореходами, что способствовало ведению ими интенсивной торговли, в том числе международной. Для основного массива ареала курши характерны трупосожжения (нередко прах помещался в небольшие берестяные коробки), сопровождавшиеся бронзовыми украшениями, главным образом шейными гривнами и пластинчатыми браслетами. С курши связывают грунтовые могильники с трупоположениями (со 2-й половины 8 века; в северной части ареала), мужские и женские погребения имеют противоположную ориентировку. У головы находились питьевые рога, миниатюрные глиняные сосуды, копии орудий труда. В 9-12 веках в мужских захоронениях встречаются мечи, бронзовые витые гривны, браслеты, фибулы. В отличие от остальных западнобалтских племён, захоронения коней для курши не характерны. Женские комплексы этого времени включали бронзовые головные и нагрудные булавки, спирали, одиночные витые бусины.

Реклама

Впервые курши упоминаются в скандинавских сагах при описании событий 7 века. В середине 7 века скандинавы основали на землях курши крепость и торгово-ремесленный пункт Зебург (располагался близ современного г. Гробиня, Латвия). Проникновение скандинавов вызывало сопротивление курши. Так, в 854 году курши разгромили данов, но потерпели поражение от вторгнувшихся на их территорию шведов. В «Повести временных лет» курши (корсь) упоминаются в числе племён, плативших дань Руси. В 11 веке в среду курши начало проникать христианство, первая церковь в земле курши упомянута Адамом Бременским в 1069 году. В 11-12 веках земля курши, разделявшаяся на 9 микрорегионов, включала ряд торговых пунктов в районе современной Клайпеды. По сведениям «Книтлингасаги» (12 век), пираты-курши нападали на торговые караваны в Балтийском море, а в 1170 курши разграбили шведские прибрежные поселения Блекинге и Моно.

В 13 веке курши пришлось столкнуться с экспансией крестоносцев на их земли. Северная часть курши в 1210-67 вела борьбу с Ливонским орденом. 13.7.1260 на берегу озера Дурбе объединённое войско курши и жемайтов разгромило отряды рыцарей. Несмотря на своё конечное поражение (1267), курши смогли частично сохранить свою независимость в виде формировавшегося из них слоя полукрестьян-полудворян («kuršu ķoniņi»). В южной части земли курши в 1252 рыцарями Ливонского ордена основан замок Мемель (ныне Клайпеда), однако воины-курши продолжали здесь спорадическое сопротивление до рубежа 13 и 14 века. Считается, что к 17 веку курши утратили свою самобытность и слились с остальным балтским населением курземе, войдя в состав латышей и литовцев.

На Куршской косе курши сохраняли архаические компоненты своей культуры (столбовые постройки, плоскодонные суда со специфическими резными вымпелами, одежду и легенды) и языка вплоть до 20 века, несмотря на частичную ассимиляцию переселенцами из Германии. В 1945-1947 группы курши были вывезены с Куршской косы в Западную Германию, где они перестали составлять компактную этнокультурную группу.

Лит.: Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987; Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе. М., 1994-2000. [Т. 1-2]; Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. М., 1999; Žulkus V. Kuršiai Baltijos jūros erdveje. Vilnius, 2004.

В. И. Кулаков.