Курт Эрнст

КУРТ (Kurth) Эрнст (1.6.1886, Вена - 2.8.1946, Берн), швейцарский музыковед. Учился в Венском университете у Г. Адлера, в 1908 защитил диссертацию об операх-сериа К. В. Глюка. Преподавал в Виккерсдорфе (Швейцария), с 1912 - в Бернском университете (профессор с 1920). С 1927 года редактор журнала «Berner Verôffentlichungen zur Musikforschung». Его книга «Основы линеарного контрапункта. Введение в стиль и технику мелодической полифонии Баха» («Grundlagen des linearen Kontrapunkte. Einfiihrung in Stil und Technik von Bachs melodischer Polyphonie», 1917, русский перевод 1931) содержит ценные анализы музыки И. С. Баха, в частности «мнимой полифонии» внутри одноголосной линии (в отечественной теории чаще применяются равнозначные термины «скрытое голосоведение», «скрытая полифония»). В исследовании «Романтическая гармония и её кризис в "Тристане" Вагнера» («Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan"», 1920, русский перевод 1975) Курт обобщил эволюцию западноевропейского гармонического мышления 19 века; по мысли Курта, одновременное усиление экспрессивной и импрессивной (красочной) сторон гармонии достигает в опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера критической точки, после чего эти стороны уже не могут составлять единства и дают начало разным стилевым направлениям - экспрессионизму и импрессионизму. Критиковал учение о музыкальной форме Х. Римана (по его мнению, односторонне статическое) в монографии об А. Брукнере («Bruckner», 1925), 2-й том которой содержит анализ всех симфоний композитора с новой, процессуально-динамической точки зрения. В книге «Музыкальная психология» («Musikpsychologie», 1930) Курт выдвинул ряд положений, касающихся музыкального восприятия, в частности вызываемых музыкой пространственных ассоциаций.

Реклама

Соч.: Die Jugendopern Glucks bis «Orfeo» // Studien zur Musikwissenschaft. 1913. Н. 1; Die Voraussetzungen der theoretischen Harmonik und der tonalen Darstellungssysteme. Bern, 1913; Zur Motivbildung Bachs // Bach-Jahrbuch. В., 1917. Jahrg. 14; Тонпсихология и музыкальная психология // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии ‘2001. М., 2001; Selected writings. 2nd ed. Camb., 2006.

Лит.: Мазель Л. Концепция Э. Курта // Мазель Л., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания. М.; Л., 1939. Вып. 2; Vogel М. Der Tristan-Akkord und die Krise der modernen Harmonie-Lehre. Düsseldorf, 1962; Барсова И. Курт в диалоге наших дней // Советская музыка. 1977. № 8; Rothfarb L. А. Е. Kurth as theorist and analyst. Phil., 1988.