Кусково
КУСКОВО, дворцово-парковый ансамбль в Москве. Впервые деревня Кусково упоминается в исторических документах около 1510 года, когда она была приобретена В. А. Шереметевым у А. А. Пушкина. С этого времени вплоть до 1918 года Кусково оставалось во владении рода Шереметевых. В 1622 году упоминается как село Спасское с деревянным храмом и боярским двором. В 1715 владельцем Кусково становится граф Б. П. Шереметев. При его сыне, графе П. Б. Шереметеве, возник усадебный комплекс Кусково.
К середине 1750-х годов в Кусково сложилась композиция регулярного парка (около 30 га) с системой прудов (к концу 18 века их было 17), каналами и постройками (с несохранившимся «хоромным строением» 1740-х годов). В создании ансамбля 1730-1790-х годов принимали участие крепостные архитекторы Ф. С. Аргунов, А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин, садовник А. Фохт, вольные и крепостные живописцы, резчики, позолотчики. Императрица Екатерина II посетила Кусково не менее 6 раз (в 1775 - с императором Иосифом II). В 1800 году новый владелец Кусково, граф Н. П. Шереметев, переехал в Останкино, что послужило началом упадка усадьбы. В ходе Отечественной войны 1812 года в Кусково размещался корпус французского маршала М. Нея, что нанесло усадьбе значительный урон. К 1870-71 усадьба частично восстановлена и реставрирована графом Д. Н. Шереметевым. Последним хозяином Кусково стал граф С. Д. Шереметев, поспособствовавший в 1918 году национализации усадьбы и превращению её в Музей-усадьбу. С конца 19 века часть усадебных земель Кусково сдавалась под дачи (в 1899 здесь жил И. И. Левитан). В 1932 в Кусково размещён Музей фарфора и стекла (один из крупнейших в мире). В 1938 оба музея объединены под названием «Музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века"». С 1938 в составе г. Перово. С 1960 в черте Москвы.
Реклама
Первое каменное сооружение в Кусково - барочная церковь Всемилостивого Спаса (1737-39; на месте деревянной церкви Происхождения Честных Древ Креста Господня, 1610-е годы), украшенная статуями на крыше (не сохранилась) и в нишах 8-гранного барабана; стоящая рядом колокольня со шпилем выполнена в стиле классицизма (1792-93, архитекторы А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин). Центр усадьбы - сооружённый в формах раннего классицизма деревянный (на каменном цокольном этаже) одноэтажный дворец с антресолями, портиками по обеим сторонам, анфиладной планировкой и парадным Белым залом по главной оси (1769-1775, архитектор К. И. Бланк, вероятно, по проекту Ш. де Вайи). Его парадный фасад с 6-колонным иониеским портиком и широкими подъездными пандусами выходит на Большой пруд (увеличен в 1751-55) с искусственным островом. Главная ось ансамбля продолжается каналом и перспективой, ведущей к шатровой Успенской церкви в Вешняках (1644-46, приделы 1656, 3-ярусная колокольня - 1732-34, росписи - 1727-1802, в том числе И. П. Аргунова). Интерьеры дворца (завершены в 1779, И. Юст, Я. Кинт и др.) замечательны декоративным разнообразием; в их убранстве (живописные плафоны Л. Лагрене Старшего, гобелены, резьба, наборный паркет и мебель, люстры и изразцовые печи) сочетаются эффекты барокко и утончённые приёмы классицизма. В залах представлены портретная галерея (работы Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, А. П. Антропова, И. П. и Н. И. Аргуновых, П. Ротари, И. Б. Лампи Старшего и др.), русские натюрморты 1730-40-х годов, скульптура (бюсты Ф. И. Шубина), гравюры, часы.
Северный фасад дворца обращён в регулярный сад с центральной аллеей, обрамлённой партерами с мраморными статуями 18 века (скульптор И. Юст и др.; часть статуй привезена из Италии; в память о посещениях усадьбы императрицей Екатериной II перед дворцом установлены мраморный обелиск и колонна со статуей Минервы). Аллея замыкается протяжённым зданием Большой оранжереи с танцевальным залом в центре двусветной части, с застеклёнными галереями и боковыми ризалитами зимнего сада (1761-64, архитекторы Д. Антонов и предположительно Ф. С. Аргунов; ныне в здании - экспозиция керамики 18-20 века). Рядом расположена Американская оранжерея (реконструирована в начале 2000-х годов). В подражание петербургским ансамблям для увеселения гостей создавались экзотические уголки в национальных традициях. Центром «голландского» участка, с прудом, садом и подъёмным мостом (первоначальный, на железных цепях, не сохранился), стал 2-этажный Голландский домик (1749-51, в интерьерах - облицовка голландской керамической плиткой). В другом конце регулярного парка - «итальянский» уголок, с фонтаном и статуями в небольшом саду перед 2-этажным Итальянским домиком (1754-55, архитекторы Ю. И. Кологривов, Ф. С. Аргунов, плафоны П. Г. Красовского), в котором соединились элементы рококо и раннего классицизма (сохранились отделка парадного зала и деревянная резная лестница; в здании - экспозиция итальянской майолики и стекла 15-18 века).
Ансамбль усадьбы дополняют: Кухонный флигель (1755-56, архитектор Ф.С. Аргунов; при переделке в 1780-х годах привнесены черты классицизма) и летний павильон «Грот» у крестовидного пруда (1755-61, архитектор он же; убранство завершено к 1775, скульптура фасадов - М. И. Зимин, сложные интерьеры в стиле рококо - И. И. Фохт и др.; смотри иллюстрации к ст. Аргуновы), отличающийся уникальной отделкой морскими ракушками, перламутром, стеклом, натуральным камнем и необычной металлической декорацией купола, имитировавшей струящийся фонтан. Перспективу 8 парковых аллей завершает центрический Эрмитаж, выполненный в формах раннего классицизма (с элементами рокайльного декора) в 1764-67 К. И. Бланком; напротив него - ротондальный вольер для птиц.
Изысканно-сложная геометрия газонов-партеров (узоры из травы, цветов и насыпных дорожек, объёмные формы из стриженой зелени, сплошные шпалерные стенки), дополненная экзотическими растениями, сделала садово-парковый ансамбль Кусково уникальным произведением искусства 18 века. Его достопримечательностями были летний «Воздушный театр», полностью выполненный из зелени (1763), отдельное здание портретной галереи (оба не сохранились) и павильон Менажерея (1755, реконструирован), предназначенный для певчих и декоративных птиц. В 1770-90-х годах в северной части усадьбы разбит обширный пейзажный парк («Гай»; «садового дела мастер» Ракк; к началу 20 века практически утрачен из-за дачной застройки и строительства железной дороги). Здесь были вырыты пруды, устроены ручьи с каскадами, насыпные горки, «лабиринт» из подстриженных берёз; возведены: каменный Шереметевский театр (1787; разобран в 1870-е годы), где выступали крепостные - актриса П. И. Жемчугова, композитор С. А. Дегтярёв, балерина Т. В. Гранатова (часть декораций была исполнена П. ди Г. Гонзаго), летний «Дом уединения» П. Б. Шереметева (сломан в 1812), также не сохранившиеся беседки, павильоны, гроты, маяки. За Большим прудом размещался зверинец (до 600 голов оленей разных видов и другие животные). После смерти И. П. Шереметева построены: домик управляющего (1810), Швейцарский домик (1870, архитектор Н. Л. Бенуа), каретный сарай и сушило (19 век).
Лит.: Згура В. В. Кусковский регулярный сад // Среди коллекционеров. 1924. № 7/8; Станюкович В. К. Материалы по старому Кускову. М., 1926; Акимов А. Т. Кусково. М., 1946; Ростовцева Г. А. Кусково. Регулярный парк музея-усадьбы XVIII в. М., 1958; Глозман И. М., Тыдман Л. В. Кусково. М., 1966; Кусково. Останкино. Архангельское. 2-е изд. М., 1981; Баранова О. Кусково. 2-е изд. М., 1982; Мозжухина Т. А., Сиповская Н. В. Русский фарфор в собрании Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.». М., 1989; Демина Г. В. Праздники в Кускове. Из истории художественной жизни усадьбы XVIII в. // Русская усадьба. М.; Рыбинск, 1994. Вып. 1 (17); Преснова Н. Г. Портретное собрание графов Шереметевых в усадьбе Кусково. Альбом-каталог. М., 2002.
П. С. Павлинов.